На Купалье в Александрии клетчане показали восстановленный народный костюм жительниц Морочи

 

На республиканском празднике "Купалье" в агрогородке Александрия клетчане представили восстановленный народный женский костюм. Авторами проекта по реконструкции традиционного наряда жительниц Морочи стали Ольга Пилецкая и Галина Ярош. Год назад этот же творческий дуэт воспроизвел наряд молодоженов 1937 года. Корреспондент "Да новых перамог" расспросил землячек об их новой работе.         

Ольга Пилецкая и Галина Ярош рядом со своим готовым проектом - восстановленным женским нарядом жительниц Морочи.

Бывая на этнографических праздниках в Беларуси, задумалась над созданием подобного национального костюма. Хотелось сделать его таким, чтобы сразу становилось понятно, из какого региона Минской области мы приехали, - сообщила Ольга Пилецкая, методист по народному творчеству районного центра культуры. - Разрабатывая эту тему, решила, что незачем его делать по образцам клецко-копыльского строя, когда можно по сохранившимся фото и воспоминаниям воссоздать яркий женский наряд морочанок, отличающийся своей самобытностью.  

Реализовывать проект Ольга начала с того, что отправилась в исследовательскую экспедицию в "певческий край". Чтобы собрать нужную фактуру, девушке потребовалась не одна, а несколько поездок.

На протяжении многих часов она беседовала со старожилами, выясняла, как выглядели костюмы жительниц этой территории, узнавала у женщин секреты создания каждой из его деталей. Остальное время клетчанка проводила в библиотеке за чтением специальной литературы. Этот этап занял два года этнографических изысканий.

Морочанка Софья Ивановна Ромашко и жительница Колок Татьяна Иосифовна Ромашко стали для авторов проекта проводниками в мир моды наших предков.

- Когда заехала в Морочь и Колки, пообщалась с коренным населением, удалось собрать ценнейший материал по теме, - продолжила Ольга. - Поразилась, что люди десятилетиями от матери к дочери передают навыки создания одежды, характерной для своей местности, бережно сохраняют свои традиции. Часть информации почерпнула из старых фотографий.  

Фотографий, найденные во время экспедиций Ольги Пилецкой.

- Нам передали снимок первого состава Морочского хора, на котором его участницы еще в оригинальных, а не стилизованных строях, - делится собеседница. - Мы располагали копией выкройки чепчиков, являвшихся частью наряда женщин на изображении. 

На другом кадре можно рассмотреть костюм невесты и ее подружек. Интересно, что незамужних девушек можно было определить по косам и особой манере их заплетания. В дальнейшем планируем реконструировать и эти прически.

Женщины охотно делились воспоминаниями, проводили мастер-классы для меня. Узнала крой одежды, какая ткань использовалась для пошива, какие ее цвета были наиболее распространены. Хотелось добиться максимальной достоверности, чтобы ни одна деталь не была выдуманной. 

Особенно ценно, что в нашем восстановленном наряде использованы лоскутки материала, которые применялись при создании оригинального морочского строя. Большим подспорьем стала одежда, которая многие годы ждала свое часа в сундуках у бабушек, чтобы сейчас раскрыть для нас свои секреты. У одной из морочанок нашла старинную женскую рубашку с вышивкой, которая находится под охраной ЮНЕСКО.              

Первый состав морочского хора.

Когда ценнейшая фактура была собрана, к проекту подключилась Галина Ярош, костюмер Клецкого РЦК.

- Галина Дмитриевна консультировала, какую ткань закупить для костюма, в каком количестве, - говорит о вкладе своего соавтора Ольга. - А после благодаря ее профессиональному опыту удалось воплотить проект в жизнь. 

- Для пошива оригинальных костюмов морочанки применяли только натуральные материалы. Во время работы над реконструкцией мы располагали, конечно же, не теми тканями, - взяла слово вторая участница проекта. - С синтетикой возникали сложности, когда важно было придать нужную форму тому или иному элементу одежды.   

- Начали этап воссоздания морочского строя с чепчика, - вспоминает Галина Ярош. - Не ожидали, что столкнемся с такими проблемами, какие нас настигли в итоге. Трудились над шапочкой 3 дня.

Долгое время не получалось добиться, чтобы она лежала на голове как нужно. Объем ей придает специальный "бублик" из скрученной пакли, обернутой льняным холстом. Он должен быть строго по размеру чепчика. А мы допускали ошибку в том, что делали его меньше. Это своеобразная имитация косы. Так, видимо, девушки слегка лукавили и демонстрировали парням богатство своих волос.  Пока еще не знаем, как на данную деталь накручивались волосы. Ольга планирует предпринять отдельную экспедицию, чтобы выяснить это. Сверху на шапочку обязательно набрасывали платочек.

Центральная полоса на головном уборе - шире остальных, отличительнее. Она из лоскутов, которые передала нам Софья Ивановна Ромашко из Морочи.  

Наталья Войтик, директор Кухчицкого СДК, передала авторам проекта фотографию своей бабушки Фёклы и сама примерила старинный головной убор жительниц нашего района.

Галина Дмитриевна отметила, что важным аксессуаром в наряде были бусы:

- Чем их больше, тем лучше. Так женщины хотели показать свою зажиточность. Мы использовали украшения 50-60-ых годов. Эти вещи нам подарили. Когда люди видят, что ты занимаешься хорошим делом, то приносят свои семейные реликвии.

- "Гарсетик" делался на завязках. Тут виден практичный подход. С их помощью легко было корректировать одежду на фигуре, так как со временем можно прибавить в весе или, наоборот, похудеть, - продолжила Г.Ярош. -  Этот элемент обшивали красной тканью и нечетным количеством цветных полосок. Мы заметили закономерность, что чаще всего их было семь. Две оригинальные рубашки передали Ирина Минец, художественный руководитель Морочского хора, и хореограф Валентина Швайко. Они их нашли у местных бабушек. В основе кроя этих вещей - квадраты. Это делалось с целью экономии материала, чтобы не обрезались кусочки, так как ткани стоили дорого.   

Самой яркой деталью морочского строя являлся фартук с неизменными цветными полосами, зеркально расходящимися в стороны. Во время работы мы не слепо копировали, а пытались понять, как мыслили наши предки, создавая такой же костюм.       

 Немалых усилий стоило авторам восстановить аутентичную юбку.

- Чтобы ее сделать, понадобилось три метра ткани. Была проведена кропотливая работа. Нашили кружева. Низ проложили тканью. Этот секрет нам рассказали бабушки. Затем предстоял самый ответственный этап - сделать складки с расстоянием в 3 сантиметра между ними. В итоге их у нас получилось сто. Заметали каждую.

Чтобы сгибы не разваливались, смачивали специальной пропиткой из воды и уксуса, а затем разутюживали. Морочанки слаживали сборочку, а потом брали буханку горячего хлеба и прикладывали его, используя как пресс. Получалась такая вот красота.  Можно себе только представить, насколько сложно приходилось тогдашним модницам, чтобы добиться подобного эффекта. На это точно тратилось несколько недель. Юбка имела фиксированную длину - ниже колена. 

Завершали образ "черненькие и блестящие" сапожки. Хорошо помню женщин, которые босиком шли из деревни, неся на плече палку, на которой висели ботики. Оказавшись на месте, находили возможность помыть ноги и входили в город в обуви.               

Сложно сказать, сколько таких костюмов было в гардеробе наших землячек. Но совершенно точно, что имелись повседневные и праздничные варианты этого строя. Для первых, конечно, использовалась ткань попроще, но и будничные наряды украшались яркими полосками и кружевами. И тогда все любили наряжаться. Зимняя версия делалась из шерсти. Комплект дополнялся кожушком.  

Женщины закупали материалы примерно в одной местности, друг у друга подсматривали фасон, варьируя только цвета, и так у них зарождалась своя региональная мода. Когда морочанки попадали на другую территорию, по самобытности одежды легко можно было определить их принадлежность к нашему району.  

- Хочется отметить всех, кто нам помогал, - подытоживает Ольга. - Софья Ивановна Ромашко из деревни Морочь поделилась выкройкой чепчика, фотографиями,  активно консультировала по поводу материалов, цвета и длины элементов костюма, отдала ткань, которую сберегала себе на головной убор. 

Старинными снимками из своих альбомов поделились Татьяна Иосифовна Ромашко, жительница Колок, Наталья Михайловна Войтик, директор Кухчицкого СДК, Ядвига Борисовна Драко, бывший директор сельского дома культуры в Звонке. В поиске аутентичных вещей неоценимую услугу проекту оказали Ирина Минец, худрук морочского хора, и хореограф Валентина Швайко. 

В Александрии на минувших выходных увидели восстановленный традиционный костюм жительниц Морочи. Теперь наши народные строи будут узнаваемы в Беларуси.

Завершив этот проект, Ольга Пилецкая и Галина Ярош строят планы по воссозданию традиционного свадебного наряда морочанок:

По сохранившимся фотографиям мы видим, что на невесте было не платье, а белая ситцевая рубашка, а также ситцевая юбка ниже колена, того же цвета, но с более крупными складками. Тут же и неизменные сапожки. Необычно, что поверх чулков женщины надевали носки. Волосы украшали фатой и веночком.

Реконструкция старинных костюмов - это уникальный опыт, позволяющий проникнуть в глубины нашей богатой истории, учит понимать наших предков. Ты начинаешь думать, как они, проживаешь схожие с ними моменты. Это чувство хочется переживать снова и снова.    

Юрий Мыслицкий.

Фото Инны Федарчук.

Также читайте

 

В Клецке воссоздали винтажный свадебный наряд

 

 

 


 

 

На Купалье в Александрии клетчане показали восстановленный народный костюм жительниц Морочи: 1 комментарий

  • 15.07.2020 в 2:10 пп
    Permalink

    Какой интересный репортаж! Много вопросов у меня, но один очень для меня важный: где сейчас этот костюм и как его можно рассмотреть поближе.
    Какие художники-энтузиасты Ольга Пилецкая и Галина Ярош! Как же, оказывается, можно просто рядом найти необыкновенное чудо!
    Я сама еще помню этих барышен-морочанок в 60-ые годы. Они очень напоминали аборигенов, потому что были небольшого роста с коротенькими ножками и часто босиком. Одежды на них были пестрые и такие вот юбочки-татьянки.
    А на фото «первый состав морочского хора» я увидела своего отца. Такого фото в моем архиве нет. Он в первом ряду справа, а слева — Бабочкин. Они стояли у истоков создания этого хора: Бабочкин — хормейстер, а Куприянчик — аккомпаниатор. Сколько я наслышалась тогда баек о морочской жизни и их хоре. Это, на то время, было очень самобытное место и культура тоже была необычная.
    Спасибо за эту ностальгию.

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *