Ставшие легендой: В сельском доме культуры в Кухчицах создали экспозицию «Память землякам»

 

«В памяти народной навсегда останутся подвиги тех, кто в Великой Отечественной войне, не щадя своей крови и самой жизни, приближал час Победы…»  В этом не сколько не сомневаешься, когда оказываешься на выставке «Память землякам» в Кухчицком доме культуры. О поисковой краеведческой работе этого учреждения «ДНП» рассказывала не однажды, но в канун Дня освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков повод встретиться с людьми, увлеченными своим занятием и придающими делу изучения и сохранения истории родного края приоритетное направление, был особенно актуальным.

- На фронт из нашей местности – Кухчиц, Лисково, Залешан – в годы Великой Отечественной ушло много сельчан. Безусловно, боевые пути-дороги не всех привели обратно, ведь фашистские пули не щадили советских солдат, но вернувшихся участников войны у нас проживало достаточно много, - рассказывает директор СДК Наталья Войтик. - Когда почти на каждой улице на домах светились таблички «Здесь живет…» мы, молодые, почему-то не придавали такого большого значения рассказам седовласых дедушек. А вот в последние годы, когда эти опустевшие, отжившие свой век избушки начали сносить, у меня закралась мысль, что вместе с этим мы уничтожаем часть истории.

И именно с того момента стали принимать активное участие в разборе старых домов, где находили ценнейшие в историческом плане предметы домашней утвари, фото, документы. А потом на праздниках деревень и улиц просили сельчан делиться с нами такими вещами.

И люди стали активно откликаться на просьбы культработников. Несли старые прялки, вышивки, мебель, посуду, утюги… словом, кто что.

Но самым ценным среди всего прочего оказались фотографии и документы, касающиеся участников и ветеранов войны. Так собралась целая экспозиция «Память землякам», которая сегодня ждет к посещению всех желающих. Чем же она так ценна?

- Наши ветераны были людьми с большой буквы и с широкой душой, искренним сердцем, очень чуткие и добрые, - вспоминает Наталья Михайловна. – При их жизни мы с ребятами – кружковцами дома культуры – всегда посещали стариков с праздничными поздравительными концертами, цветами и открытками, проводили митинги у воинских захоронений в Кухчицах и Залешанах. Но сегодня, к сожалению, этих людей уже нет в живых, однако мы изо всех сил стараемся сохранить память о них в сердцах и мыслях, передать ее молодому поколению.

Поэтому тесную и плодотворную, целенаправленную работу по сбору информации в учреждении культуры ведут с родственниками людей, ковавших Победу и стоявших на защите мирного неба от коричневой чумы. И в ответ получают положительные отзывы.

Одним из последних среди ветеранов ушел их жизни житель д.Лисково Михаил Александрович Гончарик. Я помню этого седовласого, такого доброго и искреннего дедушку, когда шесть лет назад мы его навещали с прежним военкомом Д.Н.Годуном в рамках проекта «Фронтовики, наденьте ордена»  и долго разговаривали о его боевых путях-дорогах, и о жизни в солидном – уже 90-летнем возрасте.

«Я когда вспоминаю все свои «похождения» в молодости, а потом посмотрю, каким стал сейчас – еле передвигаюсь (ноги совсем перестали слушаться), так не верю, что был когда-то полон сил, что и в окопах пробирался, и катушки с проводами на себе таскал, и Берлин брали» - как сегодня помню слова ветерана и интонацию, с которой он эти фразы говорил… Тяжело вздохнув, с ностальгией по молодости и болью в сердце о войне…

В 1944-ом молодого бойца направили на учебку под Жабинку, где некоторое время 20-летние пареньки постигали военные азы, знакомились с боевыми действиями, изучали оружие. Первые настоящие бои, где довелось принять участие Гончарику, проходили под Варшавой, Краковом – на польской территории. Служил он на 152-миллиметровой гаубице в части тяжелой артиллерии, которая считалась «Богом войны», поскольку только она могла разрушить земляные и бетонные укрепления противника, что было необходимо для прорыва его обороны.

Его память хранила все до мелочей. Особенно тот бой на восточном берегу реки Одер в районе немецкой деревни Альт-Кюстринхен, где «товарищ Гончарик показал образцы мужества, отваги, умения. После обработки нашей артиллерией переднего края противника, наша пехота пошла вперед, Гончарик вместе с командиром взвода находился в боевых порядках 2-го батальона 601 стрелкового полка 82 стрелковой дивизии 47 арт.

Противник вел сильный огонь, связь между командиром батареи и командиром взвода укрепления рвалась часто, товарищ Гончарик, рискуя своей жизнью под разрывами снарядов, четыре раза исправлял линию связи, переползав от воронки к воронке, чем обеспечил своевременную связь, и батарея поддержала своим огнем наступающую нашу пехоту».

Это описание подвига читаем в наградном листе, удостаивавшем Михаила Гончарика правительственной награды –медали «За боевые заслуги».

Сам телефонист 4-го дивизиона 86 тяжелой гаубичной артиллерийской Краснознаменной бригады вспоминал еще некоторые моменты этого дня: «Очень тяжело пришлось тогда. Связь все время обрывалась и обрывалась. Тяжеленные катушки с проводами тащили на себе. В одном месте собралось нас много – ищем концы и никак соединить не можем, возьмешь какие, сточишь – а тут уже немецкие разговоры слышны.

А иногда не хватало своего провода, оторвешь немецкий, сточишь – и налажена наша связь… Под Берлином самые жестокие бои стояли. Еще в разгаре шли военные действия, а над Рейхстагом смотрим – уже развевается советский флаг. Надо же, кто-то со смельчаков успел вскарабкаться и прицепить его там. Неизвестно, жив он остался или нет… Но дело-то свое как сделал!»

Эти рассказы и воспоминания ветерана для меня дорогого стоят. Ведь, передав их посредством газетной страницы читателям, мне довелось также сделать небольшой вклад в сохранение памяти о войне.

Поэтому искренне понимаю Н.М.Войтик, которая самозабвенно и эмоционально рассказывает о каждом экспонате выставки, о каждом ветеране, чьи фото и личные вещи бережно хранятся в мини-музее. Эту заинтересованность и серьезность намерений, уверена, в Наталье Михайловне рассмотрела и дочь М.А.ГончарикаЛидия, которая после смерти отца передала в Кухчицкий СДК хранящиеся в специальном старинном деревянном чемоданчике семейные фото, некоторые датируются даже 1912 г.

А еще здесь на выставке представлена военная портупея Михаила Александровича. И наиболее ценный экспонат – красное знамя, которое он пронес до Берлина и вернулся с ним домой. А потом в мирные годы на 9 мая всегда вывешивал во дворе. Да, оно уже потрепанное временем, кое-где порвано, но сотрудники СДК бережно его хранят для будущих поколений.

- Пусть история нашей семьи находится в вашем музее, - передавая все семейные ценности Лидия Михайловна говорила культработникам, - хочется, чтобы эти фото и вещи были в той местности, где провел свою жизнь мой оцет. Кухчицы для него – малая родина, которой он посвятил всю свою жизнь, славно трудился в хозяйстве, не однажды являясь передовиком производства, чем мы – дети – очень гордимся и сейчас. Ведь папа для нас – пример трудолюбия и жизнелюбия.

Со второй стороны экспозиции «Память землякам» также развевается красное знамя, которое внук местной жительницы Надежды Александровны Кондратович (кстати, муж Н.М.Войтик – авт.) нашел на чердаке и принес в СДК. А еще он отыскал там несколько фото, одно из которых было сделано в Мордовской ССР, где изображен солдат, вероятно, участвовавший там в военных действиях, когда разбивались банды формирований, и остался в чужой стране.

Множество различных документов, принадлежащих старшим родственникам, передала в музей кухчичанка Людмила Ивановна Велиган. Вот лист со штампом фашистской Германии: то ли человек готовился к вывозу туда, то ли был вывезен. А еще – с десяток обязательств, чеков, датируемых 1941-1944 гг., подтверждающих сдачу Кондратьевыми фронту картофеля, зерна, мяса.

Ведь защищать Родину из этой семьи ушли их два сына: один вернулся, а второй – погиб. Документальное подтверждение тому тоже есть: «Ваш сын – Кондратьев Николай Адамович, уроженец д.Кухчицы Щепичского с/С в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 19 марта 1945 г. Похоронен на опушки леса километр юго-западнее леса д. Вильсгерм Восточная Пруссия».

Даже не возможно вообразить, каково было родителям читать это официальное сообщение и понимать, что побывать на могиле сына им вряд ли когда-то удастся в условиях Советского Союза. На первый взгляд – небольшой документ, в двух местах порванный, потрепанный пожелтевший от времени листок размером 10х15 см, но сколько судеб за ним стоит!

Рядышком с этими документами стоит совершенно целая (лишь потерялась крышка) солдатская баклажка, эмалированные  кружка и ложка, и термос для гарбаты, вероятно, принадлежавшие фронтовику Кондратьеву.

А вот история еще одной баклажки – деревянной с металлическими обручами. Она прошла путь от русско-германской войны и, можно предполагать, как оберег была передана в семье младшему поколению, принимавшему участие в Великой Отечественной и… тоже вернулась домой.

Рядом – настоящая чернильница и не менее оригинальный советский патефон, сохранившийся практически в первозданном виде.

А вот настоящий саквояж – альтернатива городским чемоданам. Именно по чемодану раньше можно было отличить ребят из города от сельских, которые в руках держали шитые торбы, катомки с закрученными на узел концами на подобие рюкзака.

А тот, кто был мастеровитее, делал себе саквояж сам из дерева, обшивал его мешковиной, углы обивал кожаными вставками, из натуральной кожи сшил и ручки, крепящиеся заклепками. С таким экспонатом вернулся с фронта дедушка Натальи Николаевны Лисовец, которая принесла из дома саквояж для местной экспозиции.

Из музея истории Клетчины коллеги передали немецкую каску и гильзу от патрона. Вот так по крупицам собирается материал в музей. Но настоящей его ценностью, безусловно, являются документы.

Есть один из них с портретом Сталина – письмо главнокомандующего от 1945 г.: «За овладение г.Ольдамом и ликвидацию плацдарма немцев на правом берегу реки Одер восточного Штетина всему личному составу соединения в том числе и вам, принимавшему участие в боях объявлена благодарность...»

Оно адресовано нашему земляку Владимиру Ивановичу Бондарику… посмертно. Он не вернулся с войны – погиб за два месяца до победы – 19 марта 1945 года.  Но семья долго не верила в смерть сына и вела переписку с архивами в надежде, что он жив. А  вдруг – пропал без вести, а может, в плену, ведь каждый родитель надеялся, что его сын еще вернется.

Но комитет «За возвращение на Родину» прислал матери неутешительный ответ. Документальное подтверждение этому тоже сейчас находится на экспозиции. Тут же фотографии из семьи ветерана Василия Николаевича Курмыса.

Обо всех вышеназванных людях и множестве других жителей Кухчицкого сельского Совета рассказывается в летописи, которую еще задолго до сегодня начинала писать бывший библиотекарь Кухчицкой библиотеки Анна Константиновна Пильневич. Ее дело продолжила Н.М.Войтик. Она  вместе со всем коллективом СДК находят фотографии давних лет, размещают их в книге.

- Эти снимки – действительно история, - говорит Наталья Михайловна, - вот можно увидеть, как в послевоенное время идет восстановление сельского хозяйства, как трудятся здесь местные жители, а ведь они –вчерашние участники Великой Отечественной войны. Очень интересно знать, что происходило в той местности, где ты живешь и растишь своих детей. Это интересно и коренным жителям, и приезжим, кто сюда поселился недавно. Я ведь тоже не местная, но Кухчицы стали для меня родными, и хочу здесь оставить тоже свой след.

К тому же выставка вызывает любопытство и у детей. Они с удовольствием слушают экскурсию. Когда обращаемся к Книге Славы и ребята слышат совпадения в фамилиях, приободряются, у них сразу глаза загораются, высказывают предположения, что это какой-то их родственник.

Потом рассказывают это дома, родители приходят к нам в дом культуры: таким образом устанавливается новая информация, находятся какие-то фотографии.

Поисковую работу не прекращаем: вот наладили контакт посредством Одноклассников с Еленой Капитоновой, чей отец последним из ветеранов ушел из жизни. Уверены, что дома у нее тоже сохранились какие-то архивные фото.

Поскольку здесь никто не проживает, а дом только наполняется голосами летом, надеюсь, при встрече пополним свою экспозицию еще одним фактом. Родственники будут видеть, что мы все это сберегаем и сохраняем, и откликнутся….

И люди откликаются действительно. Они видят, что история их семей здесь будет увековечена. И в любой приезд их на родную землю они смогут зайти в дом культуры, в его музей, чтобы прикоснуться к своим корням.

Ирина Шаг.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *