«Компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир»

В наше время, век глобальной компьютеризации общества, когда человек уже практически не мыслит жизни без советов, подсказок и развлечений из «умного ящика», все острее ощущается проблема патологического, порою даже маниакального, пристрастия к компьютеру. Как отмечают специалисты, прогрессирует компьютерная «болезнь» чаще всего среди несовершеннолетних. Как распознать зависимость на ранней стадии, почему детей следует ограничивать в «общении» с ним и какую реальную угрозу для здоровья несформировавшегося еще организма человека таит в себе «компьютеромания»? Об этом наш разговор с педагогом-психологом Кухчицкого УПК С.С.Ивановской:

– Светлана Сергеевна, когда речь заходит о каком-либо заболевании, а компьютерная зависимость – это тоже своего рода болезнь, специалисты выделяют наиболее уязвимые категории.
– Действительно, для компьютерной зависимости тоже характерны группы риска. Это, в большинстве своем, подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Причем, в группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. Компьютерная зависимость может возникнуть и гораздо раньше. Под влиянием компьютерных игр зачастую у ребенка даже в раннем возрасте может сформироваться поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Замечено, что увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к виртуальным играм. Кроме того, уже доказано, что в большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, незанятые никаким серьезным увлечением. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.
– Все ли игры одинаково опасны для детской психики?
– Нет, существует множество развивающих (безопасных) игр, но они, как правило, безынтересны для детей школьного возраста. Наибольшей популярностью среди несовершеннолетних пользуются ролевые компьютерные игры: именно они способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в сфере психических состояний. Еще более усиливает подростковую компьютерную зависимость игра в глобальной сети, где ребенок играет уже с живыми людьми, которых он не идентифицирует за образами персонажей игры. В сети игрок придумывает своего героя, то есть самого себя, выдавая партнерам по игре себя придуманного за себя реального.
– Что еще, по-вашему, мнению как специалиста, влечет ребенка в компьютерный мир?
– Прежде всего, это наличие собственного пространства, в которое нет доступа никому, кроме него самого. Еще – отсутствие ответственности и возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток и, безусловно, самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.
– Светлана Сергеевна, существуют ли признаки, по которым родители могут распознать компьютерную зависимость у своего ребенка?
– Конечно. Это потеря контроля над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Кроме того, о развитии компьютерной зависимости у ребенка свидетельствует смешанное чувство радости и вины во время игры, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение. Зачастую, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается, то у подростка могут возникать ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.
– Не пугая родителей, но максимально правдиво скажите, чем чревато чрезмерное увлечение компьютером?
– Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальности могут появиться повышенная агрессивность и асоциальное поведение. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, неспособность к сопереживанию, психологический инфантилизм – неумение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Ну и, безусловно, всегда следует помнить, что, кроме всего этого, длительное просиживание за компьютером не проходит бесследно для физического здоровья юного игрока. Нарушаются функции глаз, опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки), пищеварительной системы (из-за неправильного питания развиваются гастрит, хронические запоры, геморрой), наблюдается общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
– Из этого следует, что «общение» ребенка с компьютером необходимо ограничивать. Но как в реальности это сделать, не испортив отношений со своими детьми?
– Действительно, в наше время, где компьютерные технологии буквально опутали жизнь человека, серьезно встает вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером и минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье подростка. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал: компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Лучшая профилактика компьютерной зависимости – это вовлечение чадо в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Необходимо показать и доказать ему, что существует масса других интересных и полезных занятий. К примеру, спорт, танцы, творчество и другое. Есть еще один путь – созидательное творчество в области информационных технологий (курсы программирования, компьютерной графики). То есть вполне можно использовать увлечение ребенка с целью его обучения и развития.
– Спасибо большое, Светлана Сергеевна, за интересную беседу. Надеюсь, многие ваши рекомендации будут использованы родителями в целях сохранения психического и физического здоровья их детей. А в завершение нашего разговора, хотелось бы подвести черту под всем выше сказанным – ведь, я тоже мама, и проблема компьютерной зависимости у детей может коснуться и моей семьи (пока Бог миловал). В общем, я поняла, что родителям необходимо постоянно держать на контроле и точно знать, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние. Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, нужно совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Если эта мера оказывается недостаточной, то следует незамедлительно бить тревогу – обращаться за помощью к специалисту (психологу).
– Да, именно так все и должно выглядеть. И еще: всегда помните, что адекватная личность формируется только в живом общении с другими людьми. Берегите своих детей!

Последствиями компьютерной "болезни" интересовалась Светлана Орпель.

«Компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир»: 1 комментарий

  • 19.03.2011 в 2:36 пп
    Permalink

    Светлана Орпель, вам уже рекомендовали заниматься тем что вам скажут, а втом, в чём вы не «волочёте» не стоит размышлять. С уважением. 😉

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *