Как работает регулирующая инфраструктура ядерной и радиационной безопасности РБ в отношении Белорусской АЭС

Как вы знаете, Белорусская АЭС сооружается в городе Островце Гродненской области по российскому проекту «АЭС-2006» с двумя реакторами ВВЭР-1200 «под ключ». Эксплуатирующей организацией и заказчиком строительства является Государственное предприятие «Белорусская АЭС», Генеральным подрядчиком является российский «Атомстройэкспорт». Принципиальное решение о сооружении собственной АЭС принято в январе 2008 года на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь. Строительство начато в ноябре 2013 году. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока запланирован на текущий 2019 год, второго – на 2020 год.

Для любой АЭС есть 3 основные составляющие безопасности: хороший проект, его надлежащая реализация на конкретной площадке и, наконец, безопасная эксплуатация хорошо подготовленным персоналом. В отношении каждой из этих трех составляющих у регулирующего органа есть способы и возможности убедиться в том, что они обеспечиваются должным образом.

Для надлежащего исполнения регулирующих функций, с учетом решения о развитии ядерной энергетической программы, в 2007 году в составе Министерства по чрезвычайным ситуациям был создан Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Как регулирующий орган, мы требуем от эксплуатирующей организации, чтобы безопасность Белорусской АЭС была обоснована и подтверждена. Для этого применяются различные инструменты, главные из которых – надзор за обеспечением безопасности и лицензирование деятельности в области использования атомной энергии.

Госпредприятие «Белорусская АЭС» получило от МЧС лицензии на размещение и полный цикл сооружения энергоблоков №1 и №2. В настоящее время продолжается процедура оценки безопасности АЭС в рамках подготовки решения о выдаче лицензии на эксплуатацию энергоблока №1. В документах на получение лицензии соискатель детально и всесторонне обосновывает безопасность. В свою очередь, Госатомнадзор организует экспертизу безопасности, которая проводится с привлечением экспертной организации – Объединенного института энергетических и ядерных исследований – Сосны НАН Беларуси. Методологическую помощь нам оказывают специалисты Ростехнадзора и организаций его технической поддержки, а также европейские эксперты в рамках проектов международной технической помощи.

Через надзорные мероприятия мы убеждаемся в том, что проект АЭС реализуется надлежащим образом: обеспечивается качество сооружения, изготовления оборудования, соответствие проектной документации, выполняются требования и нормы безопасности. Для объектов использования атомной энергии Республики Беларусь надзор осуществляется в особом порядке, который введен в 2015 году Указом Президента Республики Беларусь №62. Главная его особенность – режим постоянного контроля (надзора), при котором инспекторы могут в любое время прийти на поднадзорный объект с проверкой. Для его практической реализации на площадке строительства в Островце работает специальный отдел Госатомнадзора из 6 инспекторов, а кроме того – инспекторы промышленного и строительного надзора. МЧС в полном объеме также  обеспечивает пожарный надзор за объектом.

Помимо площадки АЭС, специалисты Госатомнадзора осуществляют надзор за изготовлением и приемкой оборудования, важного для безопасности с выездами на заводы-изготовители (преимущественно в Российскую Федерацию).

Вопросы безопасности проекта Белорусской АЭС имеют большой международный резонанс. В этой связи для нас имеют особую значимость «внешние» оценки, которые мы получаем на различных международных площадках, а также в ходе оценочных миссий и партнерских проверок.

На слайде Вы видите, насколько активно Республика Беларусь пользуется механизмами оценочных миссий, которые предлагает Международное агентство по атомной энергии. Любая страна добровольно принимает решение о приглашении таких миссий. Мы это делаем прежде всего для себя, для получения и последующего внедрения рекомендаций авторитетных международных экспертов по совершенствованию системы ядерной и радиационной безопасности в стране и всех ее компонентов на основе стандартов безопасности МАГАТЭ.

В октябре прошлого года по линии МЧС проведена миссия по вопросам аварийной готовности и реагирования EPREV (ЭПРЕВ). Эксперты миссии пришли к выводу, что в Беларуси существуют эффективно действующие и надежные механизмы в области аварийной готовности и реагирования, выделили хорошие практики, обозначили сильные стороны, дали рекомендации по дальнейшему совершенствованию национальных механизмов аварийной готовности и реагирования. К преимуществам и сильным сторонам команда EPREV (ЭПРЕВ) отнесла интегрированность системы управления ядерными авариями в общую систему управления чрезвычайными ситуациями, комплексную программу международного сотрудничества по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на них, службы аварийного реагирования Белорусской АЭС, их оснащение, уровень подготовки и координации, хорошие возможности для обучения, имеющиеся возможности по оказанию специализированной медицинской помощи при ядерных и радиационныхавариях.

Отдельно остановлюсь на стресс-тестах Белорусской АЭС и партнерской проверке их результатов, которая была проведена совместно с Европейской группой регулирующих органов ядерной безопасности ENSREG (ЭНСРЕГ). На слайде вы видите много мероприятий и событий по этому направлению работы.

Стресс-тесты представляют собой разовую внеплановую оценку устойчивости АЭС к экстремальным внешним природным воздействиям и их сочетанию в контексте аварии на АЭС «Фукусима-1» (Япония), то есть оценивалось наличие «запасов безопасности» над требованиями, установленными национальным законодательством. При этом требования национального законодательства отвечают стандартам безопасности МАГАТЭ.

В выводах партнерской проверки европейские эксперты отметили, что белорусский Национальный доклад о стресс-тестах подготовлен в соответствии с требованиями Европейского союза. Отчет о партнерской проверке, согласованный ENSREG (ЭНСРЕГ) 2 июля 2018 года, в целом носит позитивный характер. Он подчеркивает различные хорошие практики, а также предлагает потенциальные улучшения в контексте обеспечения непрерывного повышения безопасности. Все рекомендации учтены при подготовке Национального плана мероприятий по итогам стресс-тестов. Некоторые из них были сразу же приняты и уже реализуются в раках лицензирования эксплуатации энергоблока № 1 Белорусской АЭС, некоторые запланированы на будущее.

Клецкий РОЧС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *