«Гроза» беспилотников: Разработка белорусских военных завоевывает мировой рынок

За последние годы традиционных поставщиков вооружения и военной техники на мировом рынке начинают основательно теснить государства, которых еще недавно не включали в элитный перечень «оружейных кузниц» планеты. Подчеркну, что в данном случае речь идет не о странах бывшего СССР и соцлагеря, накопивших в былые годы огромные запасы вооружения и боеприпасов, которые до сих пор распродают свои внушительные арсеналы небогатым, но воинственным государствам, в частности, на Африканском континенте. Я имею в виду новоявленных оружейных «драконов», таких, к примеру, как Турция, Республика Корея, Сингапур, Финляндия и др.

Фото safaniuk.

Благодаря относительно невысоким ценам на продукцию своего производства они, как и КНР, начинают серьезно теснить таких известных производителей оружия, как Великобритания, Франция, ФРГ, Швеция, Израиль, Япония. При этом новички стремятся завоевать рынок не только ценой, но и приемлемым качеством. Естественно, у потенциальных покупателей возникает вопрос: а стоит ли выкладывать большие деньги за то, на чем можно сэкономить? Тем более когда речь идет не о миллионах, а о миллиардах долларов.

Станция радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами "Гроза".

Белорусский военно-промышленный комплекс также следует в данном русле. По критерию стоимость — эффективность наша продукция занимает не самые низкие строчки в рейтинге. Она доступна покупателям, если так можно выразиться, не с самым толстым кошельком. Но таких покупателей сейчас много, особенно в Азии и в Африке. Да и в некоторых европейских странах наша военная техника пользуется спросом. Причем в этом списке не только бронемашины или тягачи, но и вполне высокотехнологичная продукция, как, например, станция радиоэлектронной борьбы «Гроза».

Смонтирован данный комплекс на шасси МЗКТ‑490100 (V‑1), есть и так называемый коммерческий вариант, установленный на микроавтобусе. Ведь использовать подобную установку будут не только вооруженные силы различных государств, но и их спецслужбы. Есть вариант установки системы на большегрузном армейском грузовике. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. А на вопрос, почему у этой белорусской разработки большой экспортный потенциал, — ответ дадим следующий.

Дело в том, что в последнее время малая беспилотная авиация получила широкое распространение. Дроны научились доставлять адресатам заказы и почту, они контролируют дорожную обстановку в мегаполисах. Ведут скрытое наблюдение за людьми. Сегодня они едва не влетают в форточки. Но такое широкое распространение малых беспилотных летательных аппаратов несет обществу не только пользу, но и довольно значительную угрозу. Вспомните о появлении дронов вблизи крупных аэропортов, попытки использовать их в качестве инструментов террористической деятельности, нежелательных соглядатаев, вторгающихся в личную жизнь обывателей и т. д.

— Миниатюрные доступные по цене дроны могут легко проникать в закрытые зоны с целью получения компрометирующей или секретной информации, нести на подвеске легкое вооружение и угрожать жизни людей, перевозить наркотики и т. д., — подчеркивает заместитель директора по радиоконтролю и РЭБ КБ «Радар» Валерий Гордей. — Сегодня от них может исходить реальная угроза, с которой нужно уметь бороться. Причем речь идет даже не о легких военных беспилотниках, которые могут наносить урон живой силе, военной и специальной технике.

Нужно найти приемлемые способы борьбы, так как использовать, допустим, ракеты зенитных ракет комплексов С‑300 и «Бук», которые стоят сотни тысяч долларов, против квадрокоптера ценой менее тысячи — непродуктивно и, разумеется, экономически нецелесообразно. Да и засечь такой летательный аппарат довольно сложно, не говоря уже о том, насколько сложно наблюдать за такими объектами визуально.

Что касается станции РЭБ «Гроза-С», то ее возможности позволяют легко обнаружить беспилотный летательный аппарат по излучению, ведь любой БЛА управляется с земли оператором, передает на командный пункт различную информацию. А также — сопроводить его и определить, каким образом можно его вывести из строя. Это можно сделать путем подавления помеховым излучением канала управления (так называемой линии вверх) или подавлением канала сброса данных, линии вниз. После этого у летательного аппарата остается нетронутым лишь канал навигации. Но не он является основополагающим. Парализовав управление беспилотником, мы выполним возложенную боевую задачу. В лучшем случае после применения «Грозы» БЛА сможет вернуться домой, в худшем — собьется с маршрута или просто рухнет на землю. И тратить на его поражение боеприпас не понадобится.

По словам Валерия Витальевича, разработанный белорусскими специалистами комплекс РЭБ, в отличие от зарубежных образцов, имеет свою уникальную изюминку — обман навигации БЛА. Проще говоря, оборудование «Грозы» позволяет так изменить маршрут дрона, что его можно будет привести в любую нужную зону и там «уронить».

Работа над комплексом велась с 2015 года. Срок для создания подобных изделий — довольно небольшой. Министерство обороны Республики Беларусь уже провело опытную эксплуатацию станции. Образец военным понравился. После незначительных доработок станции РЭБ «Гроза-С» будут проведены дополнительные испытания, а затем с большой долей вероятности станцию примут на вооружение.

Остается добавить, что комплекс «Гроза-С» может выпускаться на трех различных видах платформ: микроавтобусах «Форд-Транзит» и «Мерседес-Спринтер», броневике «Волат» и грузовике МАЗ.

Собеседник подчеркнул, что белорусская разработка превосходит аналогичные изделия зарубежного производства по различным параметрам: количеству каналов подавления, диапазону частот и т. д. Но, главное, у них нет той самой изюминки, которое отличает отечественный комплекс РЭБ.

— У белорусской «Грозы» имеется значительный экспортный потенциал, — добавил Валерий Витальевич. — Поставки данного изделия за рубеж уже идут. Покупателей привлекают не только его возможности, но и доступная цена. А это — немаловажно. Ожидается, что в 2019 году «Гроза-С» начнет поставляться в Вооруженные Силы Республики Беларусь и другие силовые ведомства государства.

Это — всего лишь один из примеров удачной разработки белорусских инженеров, которая смогла заинтересовать зарубежных покупателей. Но в арсенале белорусских поставщиков вооружения, военной и специальной техники имеется еще немало интересных и весьма востребованных изделий различного назначения. В соотношении цена — качество они, несомненно, придутся по вкусу потенциальным покупателям. А это значит, что наша военная промышленность не будет стоять на месте, а продолжит успешно развиваться.

Будут востребованы на внешнем рынке и наши беспилотные летательные аппараты. Отрадно, что белорусские конструкторы данного сегмента авиационной техники весомую ставку сделали именно на ударные БЛА. Что немаловажно, они довольно доступные по цене. Вполне вероятно, что в будущем они смогут составить достойную конкуренцию продукции наиболее развитых в этом отношении стран. По крайней мере, Республика Беларусь вполне может стать лидером по производству ударных БЛА на постсоветском пространстве. Все возможности у нас для этого есть.

Сергей Ручанов, «Ваяр».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *