Жанна Гордиевич. На больших и малых

Вчера праздновался День белорусского кино. В последнее время мы редко задумываемся, чей фильм смотрим, а про белорусское кино и его сегодняшний день думаем еще меньше. Не будем говорить о множестве на то причин, ведь у каждого они разные, просто давайте вспомним, какой фильм киностудии «Беларусьфильм» последний раз смотрели. Наверняка, это будет «В августе 44-го…» или что-нибудь еще из военной тематики, которую нам предлагали накануне и в дни празднования 65-летия Великой Победы. Сама очень люблю такие фильмы и чем больше живу, тем больше благодарности испытываю к прототипам экранных героев и людям, создающим такие произведения. Именно потому, увидев в приглашении на встречу с творческой группой фильма «Волки», слова «65-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается», шла в родную «Искру» с надеждой получить определенную долю эмоций.

С эмоциями, не стесняюсь признаться, не ошиблась. Фильм смотрится на одном дыхании. И хоть действия его происходят уже после войны – в 1946 году, тревога, внутренняя напряженность, сопереживание, чувство неотвратимости драматического исхода сопровождают каждый кадр. Несколько раз хотелось покинуть зрительный зал, потому что предсказуемый трагизм человеческих судеб людей, волей-неволей соприкоснувшихся с историей главного героя фильма, само его название, не оставляющее шансов на благополучный исход киноистории, рвали сердце и душу. Сдерживало лишь то, что и без того немногочисленный зрительный зал мог заподозрить меня в отсутствии вкуса к настоящему кино, а заодно и интереса к нынче немодным сюжетам. Люди разных возрастов, казалось, смотрели фильм, снятый по мотивам одноименной повести Александра Чекменева «Волки», не выдыхая воздух, набранный в тот момент, когда на большом экранном полотне появился эшелон с особыми заключенными. Воспользовавшись снежным бураном, один из этапируемых, Кирилл Полетаев, сбегает из-под конвоя. Пробираясь сквозь зимний лес, Кирилл, полузамерзший и обессиленный, добирается до родной деревни… Герои фильма разделяются на два враждебных лагеря. Одни, знавшие Полетаева еще до ареста, сталкиваются с проблемой нравственного выбора: погибнуть либо поступиться простыми человеческими ценностями – любовью, милосердием и уважением друг к другу. Другие, исполняя свой долг, устраивают на Кирилла настоящую охоту… Спасенный от «людей-волков» Кирилл наталкивается на стаю настоящих зверей.

Перед показом в кинотеатре состоялась встреча с Г.Ф.Шинкарь, представлявшей Белорусский союз кинематографистов, и исполнителем одной из центральных ролей – актером Сергеем Власовым. Галина Фёдоровна постаралась в нескольких словах рассказать о режиссере-постановщике Александре Колбышеве (снимал первые серии известного телефильма «Опера. Хроники убойного отдела»), о том, что повесть была написана 40 лет назад, снять фильм на такой сценарий по понятным причинам тогда было невозможно, а подросток, искренно сыгравший очень запоминающуюся роль, – прототип самого автора литературного произведения.

У киноленты хорошая фестивальная судьба. На VII Республикан­ском фестивале белорусских фильмов, который проходил с 20 по 24 июня в г.Бресте, «Волки» получили Гран-при фестиваля. К слову, Национальную киностудию «Беларусьфильм» в этом году в городе над Бугом представляло рекордное количество картин: 8 художест­венных, 10 документальных и 12 анимационных (всего было более 50, показанных в рамках этого мероприятия). ХIХ Международный кинофорум «Золотой Витязь», который проходил в Москве с 26 мая по 2 июня 2010 года в рамках I Славянского Форума Искусств и собрал в конкурсной программе более 250 фильмов режиссеров из 35 стран,удостоил ленту«Волки» в конкурсе «Художественные фильмы» Приза и диплома Парламент­ского союза Беларуси и России. Минский зритель увидел его в дни ноябрьского «Лістапада». Все это и задержало снятое еще в конце прошлого года кино на пути к массовому прокату. Однако теперь и у нас появилась возможность стать свидетелями происходящего с героями картины, роли которых замечательно исполнили Дмитрий Ульянов, Андрей Панин, Коля Спиридонов, Владимир Гостюхин, Тамара Миронова, Сергей Власов, Оксана Лесная, Галина Кухальская, Дарья Баранова, Светлана Никифорова, Зинаида Зубкова, Диана Запрудская, Николай Рябычин, Сергей Белякович, Вячеслав Павлють, Анатолий Терпицкий и др. Только трое из них – представители российского экрана, поэтому фильм «Волки» можно считать полностью белорусским.

И уж коль речь зашла о Дне белорусского кино, то, пожалуй, не лишним будет обратиться к истории его самого. Вряд ли широкому кругу зрителей известно, что сначаласвоя производственная база у белорусской студии художественных фильмов «Советская Беларусь» отсутствовала, и она работала в Ленинграде, где и были созданы первые картины. В столицу Беларуси киностудия переехала в 1939 г., а с 1948 г. получила название «Беларусьфильм». Это особенно интересно осознавать сегодня, когда на базу нашего национального кино приезжают снимать свои фильмы многие российские режиссеры. Фильмография киностудии известна зрителям всего бывшего Советского Союза. А многие картины полюбились настолько, что их с интересом смотришь раз за разом, не уставая поражаться искусству актеров, операторов, сценаристов и режиссеров. Не стоит перечислять все, достаточно вспомнить «Белые росы». В 1983 году он стал настоящим событием, цитаты из него пошли в народ. О нем недавно заговорили, как о проекте, у которого в скором времени, по всей вероятности, появится продолжение. Во всяком случаедраматург Алексей Дударев, по чьему сценарию были поставлены «Белые Росы», пишет продолжение... Перед нами открывается уникальная возможность узнать, что же дальше случилось с Федосом Ходасом, его тремя сыновьями и другими жителями Белых Рос...Вот что говорит автор в одном из интервью: «Дух фильма утрачен не будет. Наверное, было бы логично снять его в тех же «точках», что и первый... Конечно, те места изменились –но это и хорошо. Они и по сюжету не могут быть такими же. В первой части «Белых Рос» мы видим семью: отца, Федоса Ходаса, и троих его сыновей – Андрея, Ваську и Сашку. Он их воспитал, вывел в люди... И ушел – с чувством выполненного долга. Теперь старший сын, Андрей, которого сыграет Геннадий Гарбук, берет на себя роль главы рода. Разумеется, такого уклада, как прежде, когда все родственники каждый день садились за один стол и ели картошку из одного чугунка, не будет. Но род остался. И у него есть нерушимый центр, который объединяет всех вокруг себя».

Это я к тому, что если вам не по душе новая белорусская картина«Масакра», хотя и в «Черном замке Ольшанского» ведь есть доля мистики, то смотрите «Брестскую крепость», «Волки», ждите продолжения «Белых Рос» и создания новых картин с национальным характером. И радуйтесь магии кино на больших и малых экранах –своего, родного, близкого и понятного, веселого и жесткого, романтического и исторического, позволяющего возвращаться в прошлое и мечтать об интересном будущем.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *