В конце 70-х в деревне Красная Звезда проходили съемки советского фильма «Прошлогодняя кадриль»

Мелодрама «Прошлогодняя кадриль» режиссера Юрия Цветкова вышла на экраны СССР в 1978 году. Большая часть 71-минутной картины была создана на натуре, на территории Клецкого района. Корреспонденты «Да новых перамог» вместе с одним из участников тех событий побывали в местах, где 36 лет назад снималась лента, которую увидела миллионная зрительская аудитория. Телевизионный проект «Беларусьфильма» до сих пор можно найти в программе передач ТВ-каналов, он по-прежнему любим и, несмотря на свой «возраст», актуален.

– В титрах даже было указано, что картина снята по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, – вспоминает наш провожатый М.В.Алексейчик. – В то время, пусть не так остро, но тоже стоял вопрос, как сделать, чтобы молодежь оставалась жить и работать в деревне. Собственно, фильм во многом об этом. Наверное, именно по названной причине госплемзавод «Красная звезда» и местную деревню выбрали в качестве натуры для съемок. Хозяйство являлось передовым, нашлось, чем привлечь кинематографистов.

Михаил Владимирович сейчас работает художником-оформителем в районном центре культуры. В период, когда началась работа над «Прошлогодней кадрилью», ему исполнилось 26 лет, и он жил в Красной Звезде.
– О том, что к нам приедут знаменитые актеры и будут играть нас же самих – сельских жителей, никто не знал вплоть до того дня, когда они появились, – рассказал собеседник. – Был самый разгар лета. Творческая группа (примерно 30 человек) на два месяца обосновалась прямо в деревне, в общежитии. Практически не отлучались – всего несколько раз и ненадолго. Питались в местной столовой, в ресторанах не шиковали. Вели себя скромно. Много общались с деревенскими.
Тем временем мы приблизились к Краснозвездовскому СДК. Уже несколько лет здание находится на консервации. А когда-то оно стало центральным местом действия фильма, который посмотрел весь Советский Союз. Его ввели в строй в начале 70-х всего за несколько лет перед тем, как здесь появились кинематографисты.

Михаил Владимирович тут же начал описывать события съемочного процесса.

– Вот сюда попросили съезжаться вечером ребят, у кого были собственные мотоциклы, – указал мужчина на площадку с потрескавшимся асфальтом возле сельского дома культуры. – Работали над эпизодом с участием местной молодежи: парни катали девчат перед танцами.
Сами же танцы снимали несколько дней подряд.
– Процесс длился с восьми вечера до четырех утра. Над несколькими секундами экранного времени трудились по два часа, – узнаем подробности у М.В.Алексейчика. – Делали десятки дублей. В статистах у кинематографистов недостатка не было. Для краснозвездовцев все происходящее являлось чем-то диковинным. Все итак приходили посмотреть на съемки. За участие в массовке платили по 8 рублей в день. Но отработать их было непросто – приходилось до рассвета находиться в клубе.

  • IMG_3390

Говоря это, Михаил Владимирович повернул ключ в заржавевшем навесном замке, который спасает пустующий СДК от нежелательных гостей. Мы вошли. Честно говоря, огромное здание с множеством помещений, покинутое людьми, выглядит достаточно зловеще.
– А когда-то это место собирало молодежь со всего района, – отвлек от неспокойных мыслей наш провожатый. – Примерно, как сейчас дом культуры агрогородка Яновичи.
Входим в просторный холл СДК, щедро залитый светом из больших окон. Именно здесь герои фильма и станцевали знаменитую кадриль.

– В то время у нас с друзьями была музыкальная группа, – комментирует свою эпизодическую роль в картине Михаил Владимирович. – Когда проходили съемки в клубе, сказали играть тот репертуар, который мы обычно исполняем на танцах. Добавили только баяниста для сельского колорита. Готовясь к этому эпизоду, надел свой самый лучший костюм с блеском. Ассистент режиссера, увидев меня в таком виде, сразу запротестовала: «Так не может выглядеть деревенский парень, никто не поверит». «Как не может? – пытался я ее образумить. – Это же мой концертный наряд, я всегда его ношу». Но все равно пришлось переодеться в простую белую рубашку и брюки.

По воспоминаниям Михаила Владимировича для участия в съемках кадрили из Минска приехали профессиональные танцоры.
– Меня удивило тогда, что девчата из ансамбля часто курят, – с улыбкой рассказывает М.В.Алексейчик. – Но барышень можно было оправдать: выполняли напряженную многочасовую работу. Запомнил, что во время танца герои Юрка и Тоня имитировали «вальсирование»: партнером актеров выступал оператор, держащий напротив них камеру. А в кинокартине создается впечатление, что Александр Овчинников и Ольга Жулина танцуют друг с другом.

  • Мост, где танцевали главные герои, целиком не сохранился. Деревянные балки прогнили (одна из них видна на снимке справа), а перила и настил теперь держатся на бетонной основе.

Специально для фильма в клубе создали буфет, в котором герои по сюжету покупали пиво. После съемочного дня вся группа играла в волейбол с местной молодежью на спортивной площадке. Находилась она в нескольких шагах от СДК. Теперь это место не узнать – все заросло кустарниками. Отсюда хорошо видна полуразрушенная усадьба «Радзивиллимонты».
– В конце 70-х она была в куда лучшем состоянии, еще не обрушилась крыша, – стоим с Михаилом Владимировичем у развалин исторического здания. – До «Прошлогодней кадрили» здесь проходили съемки еще одного фильма и короткометражки. Да-да, в тот период кинематографисты облюбовали наши места. К сожалению, не помню название этих картин. Я был тогда школьником и снимался в эпизоде ленты на революционную тематику. Почему-то врезались в память слова одного героя, который на партсобрании с трагизмом в голосе объявил: «У Владимира Ильича поднялась температура!» Какой-то дедушка из статистов в одном кадре появился с бородой, а на следующий день побрился, чем шокировал ассистентов режиссера. Гримерам пришлось «колдовать» над ним и делать искусственную растительность на его лице.
В главных ролях фильма «Прошлогодняя кадриль» были задействованы народная артистка СССР Галина Макарова, актеры – Ольга Жулина («Цыган»), Александр Костылев («Стамбульский транзит»), Александр Авчинников («Несколько дней из жизни И.И.Обломова»), Александр Жданов («Табачный капитан»).
В одном из своих интервью Ольга Николаевна Жулина вспоминала:
– В моей карьере была главная роль в «Прошлогодней кадрили», после которой я стала получать пачки писем. Судьба у моей героини в этом фильме печальная. Простая девочка из деревни. Приезжают парни из города, я влюбляюсь, но меня бросают. Хорошо помню письмо следующего содержания: «У тебя такая непростая жизнь… Приезжай ко мне, я на тебе женюсь!»
Михаил Владимирович Алексейчик отметил, что актриса Ольга Жулина во время съемок никак не демонстрировала свою «звездность», была непритязательной и спокойной. Таким же ему показался и Александр Костылев.
Галину Климентьевну Макарову, несмотря на ее большие заслуги в кино, можно было спутать с обычной сельской женщиной, так органично она вжилась в свою роль, – поделился интересным наблюдением М.В.Алексейчик.

«Прошлогодняя кадриль» хоть и не сумела стать такой же популярной у зрителей, как «Белые Росы», но тоже завоевала свою многотысячную аудиторию почитателей.
Один из первых показов ленты на большом экране прошел в Краснозвездовском СДК. Стоит ли говорить, что здание «трещало» по швам от желающих увидеть себя и своих односельчан в кино.
Газета «Да новых перамог» попытается продолжить тему съемок «Прошлогодней кадрили», связавшись с актерами ленты. Так что здесь по сюжету – не финальные титры, а надпись «Конец первой серии».

Юрий Мыслицкий.
Фото Александра Абрагимовича.

В конце 70-х в деревне Красная Звезда проходили съемки советского фильма «Прошлогодняя кадриль»: 1 комментарий

  • 29.04.2016 в 2:10 пп
    Permalink

    Вельмі падабаецца гэты фільм. Нядаўна глядзела яго праз інтернэт. Помню, як фільм здымаўся ў «Чырвонай Зорцы». Дзякуй за публікацыю

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *