Артур Раевский: Играю за океаном, но не забываю, где вырос

21-летний Артур Раевский, сын уроженца Клецка Сергея Викентьевича Раевского, в 2015 году дебютировал в университетской хоккейной команде «Concordia College». Клуб выступает в студенческом североамериканском дивизионе NCAA. До этого наш земляк не без успеха играл в заокеанской лиге MMJHL. Воспитанник ХК «Юность» переехал в США в 2005-ом по приглашению известного специалиста Тодда Вудкрофта. Там он поступил в школу Shattuck St-Mary’s, выпускниками которого были хоккеисты Сидни Кросби, Зак Паризе и актер Марлон Брандо. Нападающий в разные годы защищал цвета  юниорской и молодежных сборных Беларуси (U18 и U20). А сейчас мечтает попробовать свои силы в NHL. Увидеть его мы могли на площадках КХЛ в составе минского «Динамо», но Артур предпочел остаться в Америке и закончить обучение. О начале своей хоккейной карьеры, жизни в штатах, переменах в себе и памятных побывках в Клецке, спортсмен рассказал в интервью «Да новых перамог».

Проводил на льду по пять часов в день1

– Началось все довольно спонтанно на самом деле. С юных лет во мне было много энергии и родители поняли, что лучше их сыну растрачивать ее на спорт. И сами подавали пример. Мама в свое время занималась бегом. Отец, который всегда и во всем был для меня образцом, выступал за сборную военного округа по футболу. А вот из меня футболист не получился. Пробовал себя в боксе, карате, плавании. Однажды родители завели разговор о том, чем бы хотел заниматься всерьез, и я признался: – Хочу играть в хоккей. Такого ответа они не ожидали, но никто из них не стал переубеждать, посчитали, что ребенок имеет право сам выбрать свой путь. Мы с папой поехали в столичный парк им.Горького, где находится спортивная база ХК «Юность». От тренеров узнали, что они набирают группу малышей 1991 г.р., я же был на три года младше, но мой первый наставник Игорь Анатольевич Филин после просмотра согласился принять меня. Многие из детей не катались, а «шагали». Со мной же ситуация была несколько иная: я встал и поехал. Удивился даже отец: он не подозревал, что опыт катания на роликах с 3-х лет поможет мне уверенно чувствовать себя на льду. После зачисления возникли трудности с хоккейной формой. Экипировку в то время и в столице невозможно было найти, плюс ко всему денег было не так много. Папин боксерский шлем послужил, как шорты (хорошо налез мне на попу), где-то раздобыли пластмассовые коньки, шлем и деревянную клюшку. Я становился самым счастливым ребенком, когда находился на льду. Родители не могли понять, откуда у меня такая любовь к хоккею, но во всем помогали и поддерживали. Так и стал заниматься. Вначале тренировался со старшими, пока не начался набор детей моего года рождения. Случалось, что играл сезон за несколько возрастов подряд. Проводил на льду по пять часов в день. Отец и мама стали для меня опорой, которая помогала и помогает мне двигаться выше. Мы оставались в 11 часов после всех тренировок, и я бросал шайбу на маленьком льду через бортик, где открывается дверка. Папа говорил: – Хочешь бросать как Буре? Перекинешь – научишься. Не шли домой, пока резиновый диск не оказывался за бортиком. Доходило до слез и истерик: ни за что не хотел уходить, не попав. Так я научился поднимать шайбу.

Тодд Вудкрофт предложил играть в США

Мои занятия хоккеем за рубежом стали возможны, когда наш клуб победил на турнире в Питере, одолев ЦСКА со счетом 5:4. «Юность» тогда отлично зарекомендовала себя и всем дала понять, что она за команда. На тот момент мы уже были трехкратными чемпионами  Беларуси. После тех соревнований тренер россиян переговорил с моим отцом, и вскоре я начал играть за команду «Орбита» из Зеленограда. Вместе с тем продолжал выступать и дома. Бывали дни, когда утром участвовал в матче в Москве, а вечером – в белорусской столице.

Во время каникул, уже после моего отъезда в Россию, в Минске проходил мастер-класс Сидни Кросби. Федерация хоккея нашей страны сформировала группы спортсменов разных возрастов. Я попал в одну из них и в течение недели занимался под руководством канадских и американских специалистов. В конце работы лагеря главный тренер кемпа Тодд Вудкрофт предложил попробовать свои силы в США. Родители не возражали, они и подумать не могли, что когда-нибудь у меня появится такая возможность. Сам был потрясен. Соединенные Штаты показались невероятной страной, как то, что раньше приходилось видеть только в фильмах. Так меня и еще пятерых белорусов пригласили в спортивный лагерь в Saint Louis, а там уже предложили просмотр в школе Shattuck St-Mary’s, которая находится в Миннесоте.

Первое время с горечью сознавал, что в 14 лет придется научиться жить вдали от родителей. Давал волю и слезам, но поддержка близких в конечном итоге помогла стать тем, кем я являюсь сейчас. Новый мир, люди, обстановка. Чувствовал себя первопроходцем в США. Помогло то, что мог более-менее разговаривать на английском языке. В корне изменился как хоккеист и как личность. Начал уделять больше внимания своим родным, стал понимать, насколько должен быть благодарен судьбе.

Задача: доказывать, что ты достоин играть

За океаном на то время были более совершенные технологии, позволявшие просматривать свои матчи, досконально разбирать ошибки, подмечать, над чем работать и т.д. Подход к деталям, наверное, самое большое различие между белорусскими и американскими тренерами. Иностранные специалисты уделяют много внимания мельчайшим тонкостям игры, что позволяет детям быстро учиться и исправлять свои недочеты. Так же, как и дома, в США существует строгая дисциплина, профессиональное отношение к делу, но никто не будет заставлять тебя летом думать о предстоящем сезоне. Решение за тобой. Со своей стороны клуб и тренер команды предоставляют весь материал и индивидуальную методику для подготовки. Задача хоккеистов: приехать и доказать, что ты достоин играть. Таких, как я, – миллионы. Все хотят выступать. Поэтому каждый год проводятся просмотры, по результатам которых специалисты решают, подходит ли клубу тот или иной игрок. В Беларуси благодаря личной поддержке  Александра Григорьевича Лукашенко тоже многое делается для развития хоккея: строятся катки, тренировочные базы. Это дает возможность нашим ребятам заниматься в таких же условиях, в каких тренируются и их американские сверстники.

Не забываю, какую страну люблю

У меня есть опыт выступления за юниорские и молодежные сборные Беларуси (U18 и U20). С командой двадцатилеток мы выиграли международный турнир в Латвии перед чемпионатом мира. Конечно, я всегда буду рад представлять свою страну на чемпионате мира либо Олимпиаде в составе национальной дружины. Я хоть и играю за океаном, но не забываю, где я вырос и какую страну люблю.

Работать и прогрессировать с каждым днем

Уровень хоккеистов в лиге NCAA очень серьезный. Первый год выступаю в ней, поэтому каждый раз приходится доказывать, что готов играть в основе. Лига существует уже давно. Возрастная категория ее участников – от 18 до 25 лет. Не люблю хвастаться (в дедушку пошел),  но в новой команде чувствую себя отлично: хороший коллектив, который готов биться друг за друга.

И все же, на данный момент моя главная цель – получить высшее образование по специальности интернациональный бизнес. Хоккей это хорошо, но про учебу забывать нельзя. По крайней мере, я так считаю. Меня на это нацеливали, когда только-только переехал в штаты. Игроком не будешь в 50 лет. Надо всегда иметь запасной план. Что касается мечты об НХЛ: Бог даст, сбудется. Мое дело – работать и прогрессировать с каждым днем. Что касается приглашений выступить в КХЛ, то имел беседу на эту тему с руководством минского «Динамо». Однако решил закончить учебу в США. Кто знает, что будет через три года.

Не скажу, что Америка для меня чужая

За время жизни в штатах стал менее вспыльчивым и более спокойным человеком. Понимаю, что я уже не маленький ребенок и нужно потихоньку строить свое будущее. Когда приехал в США, существенно добавил в игровом плане. Свободно общаюсь на английском, сейчас вот учу испанский: хочу быть носителем пяти языков. В бытовом плане, на самом деле, все довольно просто. Живу в общежитии, в кампусе школы. Каток и учебное заведение находятся рядом: в десяти минутах ходьбы. Не скажу, что Америка для меня чужая страна, но не назову ее родной. Всегда любил свой родной дом. А Беларусь для меня всегда будет таковым.

В свободное время увлекаюсь плаванием, боксом и рыбалкой. О семье планирую задуматься, когда реализую мечты о получении высшего образования и попадании в НХЛ.

Не забыл дедушкины уроки, как правильно косить траву       

Очень много моих воспоминаний связано с Клецком. Частенько приезжал туда на лето к бабушке и дедушке. Хорошо помню местное озеро и бабушкины грядки. На них росла самая вкусная клубника, какую мне приходилось только пробовать! Не забыть дедушкино предложение: – Поможешь мне выполоть огород, сходим на рынок, куплю тебе тетрис. Казалось, не было на планете ребенка счастливее меня, когда я, все сделав, вбежал в дом со словами: – Готово.

С теплотой вспоминаю, как с двоюродными братьями просыпались в 5 утра и ехали на велосипедах на рыбалку.

Всегда любил бывать в Клецке, слушать бабушкины рассказы о том, как служил папа, запоминать дедушкины уроки, как правильно косить траву и многое другое.

Этот город был для меня местом отдыха от всех тренировок, игр, репетиторов и городской суеты. Там можно было просыпаться не очень рано, кататься на велосипеде и просто восстанавливаться после матчей.

Подготовил Юрий Мыслицкий.

Фото из архива Артура Раевского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *