Языческие прабабки куклы Барби

Вряд ли эти куклы имели бы коммерческий успех. С виду неказисты, некоторые, страшно отметить, без ног и, уж конечно, никаких тебе рук, а если не найдете на них лица, так это обыкновенное дело –  примитивизм чистой воды. Зато никакая пластмассовая копия девичьего организма не сравнится с магическими свойствами игрушек, представленных на прошлой неделе во временной экспозиции Музея истории Клетчины. Наши прабабки и поколения белорусов веками раньше считали их чуть не наместниками вышних сил на земле: они оберегали от нечисти, сходили заместо приворотного зелья, привлекали позитивную энергию в дом.

…вот и вышел человечек

Чтобы сконструировать что-то похожее на экспонаты выставки «Чароўныя лялькi», не обязательно заканчивать курсы кройки и шитья и подслеповато вправлять нитку в ушко иголки тоже не нужно. Процедура изготовления не подразумевала наличия ножниц и ниток. Ткань разрывалась на лоскутки, а затем перевязывалась лентами. Потому и прозвали такие изделия «рванками». Сделать это было не так трудно: материал для оберегов использовался из ветхой одежды. Считалось, что он счастливый и не несет никакого негатива, раз долго прослужил хозяину. Не очень заботились и об эстетике таких колдовских вещиц: хранили их в темном углу и для посторонних глаз они не были предназначены, иначе пропадала их сила. К тому же исполнившую желание тряпичную фигурку положено было сжечь, утопить, ну, в общем, любыми способами извес­ти со свету.

Самая древняя кукла экспозиции – «Десятиручка» (фото 1). Она помогала хозяйке всюду успевать. Каждой пятерне загадывали курировать свою работу. Говорят, очень полезная в доме вещь.

У незамужних девиц тоже есть свой татем. Тот поможет обжиться кавалером и вообще сделает женщину счастливой. От остальных  приворотная поделка отличается перекрещенными линиями на лице – это солярный знак, символ жизни. А еще при создании ее снабжали пышным бюстом, что являлось признаком плодородия и богатства. Завидные формы часто фигурируют у древних кукол, предназначенных принести в семью обеспеченность, уют и счастье.

Обязательным элементом в убранстве оберегов были белый и красный цвета, не исключались и орнаменты-символы.

Когда-то ни одна добропорядочная семья не могла обойтись без куклы «Берегини». Она ставилась в красном углу за икону. Внешне почти ничем не отличалась от других, только на пояс ей повязывали скрутки ткани, которые олицетворяли количество детей в семье. После этого «Берегиня» становилась заступницей всего рода.

Для самых маленьких сущест­вовала целая серия оберегов. Самые  эффективные – куклы «Начницы». Дело даже не в том, как они устрашающе выглядят. Просто непременный запах грязных тряпок, который они для пущего эффекта должны были источать, надо полагать, отпугивал не только зловредных духов, но и местный криминалитет.

Даже до появления на свет ребенка в кроватку новорожденному гражданину помещали магическую куклу, которую наполняли лекарственными травами. Такая игрушка служила и развлечением, и защитницей от нечистого, плюс своим приятным ароматом дарила крепкий сон младенцу. Такая вот универсальная вещица.

Подрастающая ребятня тоже училась делать свои куклы-«куватки». Для каждого возраста конструкция тотемной поделки усложнялась. Это было своеобразным экзаменом на самостоятельность и соответствие своим летам. Не приведи Господь, какой половозрелой матроне  попутаться в узелках. Верхом мастерства для девушки считалось умение сделать для себя куклу «Желанницу». У каждой была такая – одна  и на всю жизнь. Этот оберег самый прижимистый: не стоило ждать выполнения желания, если перед этим не одарить его ленточкой, бусинкой или другой какой бижутерией.

Были у наших предков и куклы, определявшие душевный склад гостя. Композицию с сообщающимися фигурками ангелов, висящими на длинных нитях, определяли в центр покоя. С дурными ли, с плохими мыслями нагрянет в дом знакомец, или так, заезжий человек, оберег сразу выдаст его намерения по повороту всей конструкции в соответствующую сторону. Погрешность такого анализа, поговаривают, не больше, чем у лакмусовой бумаги.

Куда же в языческом эпосе без коллективизма да всенародного братания. Вот и изготавливали для этих общественных целей куклу-свечу. С этим культовым предметом деревен­ский люд хаживал к самым лучшим хозяевам села, а те добавляли в нее свою толику свежего пчелиного воска. Таким нехитрым накопительским манером вес подобной свечи достигал 16 килограмм. Был в этом обряде для некоторых неприятный момент. От двора нерадивого хозяина ходоки воротили нос, как модница от полиэтиленового пакета.

Все описанные здесь куклы можно встретить в экспозиции Музея истории Клетчины, а заодно и больше узнать о магических свойствах каждой из них. Выставка продлится до середины сентября. Всех, кто не чужд суеверий, обещают научить сделать для себя кукол, приносящих счастье.

Юрий Мыслицкий.

Фото Евгении Семенчук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *