Сейчас загружается

Урок Торы спустя 76 лет

IMG_4783Спустя 76 лет в здании бывшей иешивы г.Клецка (школа раввинов) прошел урок Торы. Номер газеты выходит не в 1921-ом, поэтому поясним значимость события, которое произошло 24 ноября уходящего года.

В этот день в город прибыла большая делегация ультраортодоксальных евреев из США, Мексики, Израиля, Украины и Беларуси – около ста человек. Среди них были Малкиэль и Ахарон Котлеры – внуки Аарона Котлера – отца-основателя Клецкой школы раввинов. Целью визита зарубежных гостей стало посещение здания бывшей иешивы и проведение там после долгого перерыва урока Торы (публичное изучение текста Пятикнижия Моисеева, – прим. «ДНП»). До этого тексты иудейского закона последний раз звучали в этих стенах в 1939 году. Религиозные занятия раввинов в Клецке прекратились после присоединения к СССР Западной Беларуси (к ней относился и наш райцентр). В то время были закрыты все еврейские учебные заведения и прекращена деятельность ряда политических организаций. Для рава Аарона Котлера и группы его учеников целиком повторились события 1920 года, когда после ликвидации властями СССР иешивы «Эц-Хаим» в Слуцке им пришлось пересечь советско-польскую границу и обосноваться в Клецке. Почти на 20 лет для них установился период относительного спокойствия. Еврейская община города в 1921 г. разрослась до 6 тыс. человек. В 1920-1930 гг. в нашем райцентре действовали различные еврейские политические организации и движения, талмуд-тора (учебное заведение для мальчиков из малообеспеченных семей), женская религиозная школа «Бнот Яаков», школа сети Тарбут (светское образовательное учреждение). Однако центром религиозной жизни иудеев Клецка была иешива «Эц-Хаим», здание которой построили на рубеже XIX-XX веков на средства богатого мецената. С самого основания и до закрытия ее возглавлял рав Аарон Котлер. Школа раввинов расположилась на улице Синявской (сейчас – ул.Гагарина). В 1931 году в ней обучалось 270 человек. Период деятельности иешивы «Эц-Хаим» в Клецке завершился вместе с началом Второй мировой войны. Аарон Котлер, спасаясь от советских властей с одной стороны и нацистов – с другой, вместе с учениками покинул Клецк. Временное пристанище было найдено в Вильнюсе. Но вскоре и в Литве им не нашлось места. С помощью консула Тиунэ Сугихара, которого называют Восточным Шиндлером, беглецы получили транзитные визы и через территорию СССР выехали в Японию. Оттуда они направились в США, где в 1941 году Аарон Котлер основал Бет-мидраш (бук. «дом учения») Govoha в курортном городке Лейквуд, штат Нью-Джерси. В новой иешиве в то время было всего 15 учеников. Поначалу ничто не намекало на то, что их число будет увеличиваться. Уроженец белорусской деревни Слободка Аарон Котлер на протяжении многих лет являлся лидером ультраортодоксальных евреев в Европе. Естественно, что и в Америке он продолжил развивать дело своей жизни. Высшей духовной ценностью и идеалом эта религиозная община считает пожизненное изучение Торы и усердное исполнение 613 заповедей (!). В США раву Аарону Котлеру сказали, что он напрасно тратит время, пытаясь восстановить то, что было разрушено в Европе, и что еврейские студенты больше заинтересованы в получении светского образования как средства зарабатывания денег. Наш земляк мужественно принял этот вызов времени. К моменту его смерти в 1962 году количество учеников иешивы в Лейквуде увеличилось до 250 студентов. На панихиде по нему присутствовало 25 тысяч человек. Для обеспечения порядка привлекалось 200 офицеров полиции. Тело раввина перевезли в Иерусалим, где его встречали 30 тысяч израильтян. Рава Аарона Котлера сменил на посту его сын Шнеур бар Аарон Котлер. С 2011 года Бет-мидраш Govoha находится в ведении Малкиэля Котлера. В наше время эта школа является крупнейшим еврейским учебным заведением в мире.
– Люди, которые сегодня приехали в Клецк – руководство и преподаватели иешивы в Лейквуде, ее спонсоры, а также потомки тех раввинов, которые изучали законы Торы в вашем городе, – рассказал в беседе с корреспондентами Юрий Дорн, председатель иудейского религиозного объединения в Беларуси. – Существует предание, что перед смертью Аарон Котлер запретил всем своим ученикам в течение 70 лет приезжать в Клецк из-за того, что здесь когда-то плохо обошлись с его соплеменниками. Этот срок уже прошел. Кроме того, визит был приурочен к 52-годовщине смерти Аарона Котлера.
Делегаты посетили старое еврейское кладбище, где установили мемориальную плиту. В программу их визита вошел часовой урок Торы (обычно он длится два с половиной часа) и обряд обрезания – брит-мила. Гости посетили музей, в котором хранится старинное издание Торы и дом, где жил Аарон Котлер. В честь приезда на фасаде иешивы была открыта Памятная доска, которая увековечила память о местной иудейской общине.
24 ноября зарубежную делегацию приветствовали Г.М.Соловей, председатель райисполкома и его заместитель Г.Н.Буйвило. Геннадий Михайлович рассказал о желании местных властей отремонтировать здание бывшей иешивы и открыть в нем ЗАГС. Эта инициатива не встретила особых возражений со стороны гостей.
– Нам пообещали выделить помещения под музей еврейской общины Клецка и сохранить исторический облик нашей святыни, – прокомментировал Юрий Дорн. – С руководством Клецкого района мы также обсуждали возможность выкупить здание. Переговоры еще ведутся. Наверняка наша сторона подготовит какие-то предложения исходя из того, что мы увидели.
– Нынешнее плачевное состояние клецкой иешивы не повергло нас в шок. Заранее готовились к такому, – делится впечатлениями от визита Нахум Карлински, винодел из Израиля. – Сегодня произошло историческое событие: внуки рава Котлера, основателя местной школы раввинов, посетили место, где преподавал их дед. Это святыня для нас. Было бы хорошо, если бы здание осталось в качестве иешивы. Беларусь и Израиль инициировали отмену въездных виз между нашими странами. Клецк мог бы стать туристической Меккой для иудеев. В вашем городе я уже не в первый раз: всюду чисто и аккуратно.
Кроме Клецка международная группа ультраортодоксальных евреев в конце ноября посетила Барановичи, Мир, Воложин и Вильнюс.

Юрий Мыслицкий.
Фото Александра Абрагимовича.

Отправить комментарий