Важная и ответственная миссия Светланы Юрьевны Стадник

СтадникДиректор школы – миссия важная и ответственная. Он не только ведет за собой учреждение образования, но и в ответе за души и сердца своих коллег и учеников. Недаром К.Д.Ушинский назвал директора главным воспитателем. Какими качествами он должен обладать, как строить свою работу, чтобы в школе хотелось работать и было интересно учиться? Об этом мы говорим с директором средней школы №1 г.Клецка Светланой Юрьевной Стадник.

– Светлана Юрьевна, расскажите о себе.
– Я родилась в поселке Рассвет, здесь прошло мое детство. Отец, Юрий Степанович Баданин, работал в районном узле почтовой связи фельдъегерем. Позже по состоянию здоровья ушел на пенсию. Мама, Тамара Михайловна, получила диплом продавца, хотя по специальности работала очень мало. Всю жизнь она трудилась в секторе учета райкома партии, затем немного – в узле связи. Сейчас всю себя посвящает мужу, детям и внукам.
В семье у нас росло двое детей: я и мой младший брат. Хотя в поселке мы прожили только семь лет (родители получили квартиру в Клецке), мои самые яркие воспоминания связаны с ним. До сих пор считаю его лучшим местом на свете. Больше всего мне запомнились семейные походы в лес, в котором мы вместе с родителями несколько раз отмечали Новый год, кормление зимой птиц, лесное озеро, зовущее к себе в любую пору. Детские годы оставили незабываемые впечатления, это была счастливая и беззаботная пора. Уже в Клецке я окончила среднюю школу.
– Что подтолкнуло Вас стать учителем?
– Роль направляющих в моей судьбе сыграли Людмила Михайловна Костина, тетя и крестная, и двоюродная сестра Инна, ее дочь. В год окончания мной школы она закончила обучение в пединституте и в ярких красках расписала студенческую жизнь на геофаке, интересную ежегодную практику, которая ждет меня при условии поступления в этот вуз. Действительно, студенты за один месяц могли объехать Архангельск, Соловецкие острова и Мурманск. Перед таким соблазном я не устояла и стала студенткой географического факультета БГУ.
Но из-за проблем со здоровьем у родителей пришлось перевестись на заочное отделение, и первые три года моей педагогической деятельности работала пионервожатой в Зубковской средней школе. После окончания вуза семь лет была там заместителем директора по воспитательной работе. До сих пор сохранились приятные впечатления: тогда в Зубках работал очень дружный интересный коллектив, а Михаил Алексеевич Сковорода стал для меня образцом руководителя: он вникал во все нюансы, был очень щепетилен в работе.
Коллеги Светланы Юрьевны по той школе вспоминают, что после первого года в должности пионервожатой, проработав летом смену в «Наче», она вернулась полна новых идей, которые нашли свое воплощение в школьной жизни. Чего только стоил спектакль по мотивам рок-оперы А.Рыбникова и П.Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»! В постановке молодой педагог исполняла одну из ролей. Ее лидерские качества проявились уже тогда. Светлана Юрьевна заложила традицию проведения дней самоуправления в школе, причем праздники проходили как настоящие театральные действа. Во всем знала меру, была требовательна к себе и другим. Коллеги считают ее настоящим другом: она никому не отказала в помощи и поддержке. Исполнительная, трудолюбивая, энергичная, она совершенно по-новому стала строить воспитательную работу в школе и этим вызывала постоянный интерес у детей. Когда педагога любят дети, этим все сказано.
– Светлана Юрьевна, с той поры прошли годы. Многое в Вашей жизни изменилось. Можете ли Вы сегодня назвать себя романтиком?
– Когда-то, конечно, была им, юности он свойственен. Сегодня романтиком мне хочется быть. Но, думаю, нельзя в профессиональном плане строить воздушные замки, нужно твердо стоять на ногах. А вот дома я романтик. Все члены моей семьи легки на подъем. Нам ничего не стоит мгновенно принять решение отправиться в поездку, за полчаса собраться и двинуться в путь. Семьей мы изъездили Минскую, Гродненскую и Брестскую области, другие интересные места еще ждут встречи с нами.
– Кроме путешествий, чем Вы любите заниматься в свободное время?
– Если оно случается – а такое бывает очень редко, – люблю почитать интересную книгу, конечно же, пообщаться с детьми, раньше занималась вязанием. Все остальное время отнимает работа.
– Средняя школа №1 – крупное городское учреждение образования. С какими сложностями Вам как директору приходится сталкиваться?
– В школе работает более 80 педагогов, занимается 485 учеников. В большом коллективе не может не возникать трудностей. К каждому человеку: большому и маленькому – нужно найти подход, при необходимости уделить ему внимание. Считаю, в работе нужно всегда учитывать семейные обстоятельства коллег, идти навстречу и помогать в проблемных ситуациях. Кто поможет, если не мы?

Еще одна сложность связана с нехваткой денежных средств. Конечно, мы зарабатываем сами, но школа достаточно большая. Хочется иметь современные кабинеты, приобрести новые технические средства (хотя у нас уже есть три мультипроектора, две интерактивные доски, и педагоги на них работают).
Кроме этого, повседневные хлопоты и проблемы отнимают достаточное количество времени. Вот сейчас ввели сменную обувь, многим родителям и детям приходится настойчиво объяснять ее необходимость. Но это составляет жизнь школы, поэтому стараемся разрешать по мере возможности все сложные ситуации.
– Конечно, проблем, как и в любой другой школе, хватает. Какими чертами, на Ваш взгляд, должен обладать современный руководитель?
– На мой взгляд, работа директора учреждения образования во многом строится на энтузиазме.
Ответственность, дисциплинированность со своей стороны, четкость, уважительное отношение к коллективу – вот черты, которыми должен обладать любой руководитель. Хорошего учителя нужно беречь, постоянно работать над формированием крепкого коллектива.
Из разговора во время встречи я поняла, что директор умело совмещает в себе черты учителя, методиста и хозяйственника. Перед ее приходом в коллектив фамилия Стадник вызывала у некоторых волнение, а сейчас это кажется смешным. Она ответственна, строга, скрупулезна и в то же время доброжелательна, проста в общении. Светлана Юрьевна первая дает открытые уроки и мероприятия, всегда идя впереди коллектива. Никогда не перекладывает ответственность на других, например, на лыжах она тоже первая; с компьютером – на «ты», с пониманием относится к тем, кто с ним – на «вы». Если отсутствует по какой-то причине на рабочем месте, сто раз перезвонит и напомнит, что нужно сделать, – руководитель всегда беспокоится о школе и коллективе. Стильная женщина, ей хочется подражать в умении одеваться. Свое сердце она отдает детям и учителям. Когда видишь, как она работает, стыдно делать хуже. Директор помнит дни рождения всех членов коллектива без исключения и никогда не забывает поздравить своих коллег. Каждый чувствует себя в школе комфортно. Ее смело можно назвать успешным перспективным директором.
Наталья Ивановна Жуковская подчеркивает:
– Я благодарна Светлане Юрьевне за понимание. В начале моей работы в должности заместителя директора по учебной работе она дала обещание поддерживать и свое слово сдержала. Благодаря ей я поверила в свои силы. С нашим директором очень легко работать.
Когда я выслушала мнения учителей, у меня сложилось твердое убеждение, что коллектив Светлану Юрьевну любит.
– Светлана Юрьевна, Вы сторонник демократического или авторитарного управления?
– Я не могу ответить однозначно. На мой взгляд, хороший руководитель должен умело сочетать эти качества. Я постоянно советуюсь с замами и коллективом с целью оптимального решения проблем, но есть вопросы, которые не подлежат всеобщему обсуждению.
Коллеги считают, что директор в работе умело сочетает оба стиля управления. Учащиеся 7 класса, с которыми я беседовала, характеризуют своего педагога как демократичного.
Мария Антонович:
– Светлана Юрьевна – хороший учитель, знающий свой предмет. Она стремится всех увлечь географией и проводит интересные уроки. Очень доступно объясняет, а карту знает назубок. Серьезная, но не всегда строгая: она может понять и простить промахи. В трудный момент вдруг улыбнется – и все наши переживания рассеиваются, как дым.
Виталий Пальчик:
– На уроках она интересный рассказчик. Светлана Юрьевна очень волнуется за нашу школу, если нужно, сама покажет, как нужно рисовать на асфальте. Не каждый директор вместе с учениками будет убирать листья, она это делает. Все на свете знает, и мне хочется быть умным, как она.
–Трудно ли, по-вашему, совмещать обязанности жены и мамы с должностью директора?
– Конечно, трудно. Я считаю, что нереально быть успешной в этих трех ипостасях, потому что очень сложно все успеть, особенно женщине. Спасибо мужу: он помогает и дома, и в школе.
Этот же вопрос я задала Олегу Михайловичу, супругу Светланы Юрьевны. Вот что он ответил: «Совмещать обязанности жены и мамы с должностью директора тяжело, но, мне кажется, ей это удается. Мы с детьми стараемся во всем помогать и семейные проблемы решаем сообща. Дети понимают сложность ее работы, никто не отвлекает маму по пустякам».
По рассказам коллег, это поразительно, что муж и сын – такие надежные помощники. В летнее время пришлось скручивать большое количество парт и стульев, и оба мужчины трудились в школе. Наступило время обеда. Сын: «Папа, давай быстрее заканчивать: мама уже устала». Это не может не привлекать внимание, потому что они, занятые физическим трудом, не замечают своей усталости, а волнуются за Светлану Юрьевну. В их семье, по словам учителей, очень бережное отношение к женщине.
– Есть ли у Вас мечта?
– В профессиональном плане мечтаю о том, чтобы не было больших проблем на работе. Хочется, чтобы все удачно сложилось у собственных детей и родители оставались как можно дольше рядом.
Светлана Юрьевна не любит говорить о себе. Наш разговор постоянно был о школе. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что директор полностью отдается работе и предан свому учреждению образования.
Пообщавшись с педагогами, я напоследок задала им вопрос: хочется ли что-нибудь изменить в школе в лучшую сторону? Почти в один голос они ответили: менять что-либо нет потребности, потому что в коллективе стабильность, а в работе – четко поставленные цели, к которым нужно стремиться. А это значит, что в первой школе существует тесный тандем руководителя и работников и вместе они преодолеют любые трудности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что школа в соревновании за создание условий для развития и совершенствования образования в районе в 2013-2014 учебном году заняла первое место в своей группе.
Коллектив в преддверии профессионального праздника желает своему директору здоровья, семейного благополучия, неиссякаемой энергии, на работу приходить с желанием, а в конце трудового дня возвращаться домой с удовлетворением.

Татьяна Шклярик.

Фото Александра Абрагимовича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *