Клетчанин снялся в фильме номинанта Каннского кинофестиваля

Актер польского происхождения Титус Дымек, родившийся в Клецке 2 января 1899 года, стал первым нашим земляком, снявшимся в игровом кино. В самом начале 50-х он сыграл эпизодическую роль слепого музыканта в военной драме «Юность Шопена» режиссера Александра Форда, который дважды – в 1954-м и 1965-м годах номинировался на «Золотую пальмовую ветвь».

То появление на большом экране стало единственным в биографии Титуса Дымека. Гораздо чаще актер выступал на театральной сцене. Зато на какой! Это были подмостки знаменитого Польского театра в Варшаве имени Арнольда Шифмана. В его труппе он проработал более двух десятков лет. В спектаклях играл часто, но исключительно в эпизодах, так и не дождавшись своей главной роли.

Найти родственников актера нам не удалось. Более десятка писем, которые мы разослали пользователям социальной сети «facebook» с фамилией «Дымек», результата не дали. Некоторые сведения о Титусе удалось получить, обратившись в Польский театр в Варшаве. О биографии нашего земляка газете «Да новых перамог» рассказал критик-искусствовед Гжегож Пиндельский.

– Титус был сыном ремесленника Кароля Дымека и Елены Помадовской. Он появился на свет 2 января 1899 года в г.Клецке. После окончания школы юноша начал работать в литейном цехе в городе Кривой Рог, – сообщил театральный критик.
Как долго семья Дымеков прожила в Клецке, каким образом оказалась в Беларуси, и почему Титус уехал трудиться в Украину, Гжегожу неизвестно.

Вообще, многие страницы биографии актера пока остаются загадкой. Одна из них: должность химика-лаборанта, которую он занимал в 1921 году после переезда на постоянное место жительства в Польшу. О том, где и в какое время Титус получил эту специальность, сведений никаких нет. Как бы то ни было, но в лаборатории наш земляк проработал больше десятка лет. Хотя об этом можно судить лишь предположительно, так как следующая запись в биографии актера датирована 1932-м годом.

– В этот период он учился в Институте Редуты в Варшаве, при котором был свой экспериментальный театр, – рассказывает Гжегож Пиндельский. – Сначала Титус находился в нем в роли слушателя, а после стал выступать на сцене. В 1934 году актер дебютировал в столичном театре Comoedia. Там он работал под руководством режиссера Эугениуша Пореды в сезоне 1934/35. В частности, Титус Дымек сыграл 29 ноября 1934 г. в постановке «Ирод». Работая в театре Редуты особенно запомнился ролью пана Твардовского в спектакле «Краковский кошельковый невод». В 1938-1939 годах являлся руководителем студии актерского мастерства для молодежи, называвшейся «Окоп», который действовал при Институте Редуты.

Во время Второй мировой войны наш земляк в боевых действиях не участвовал, занимая должность клерка в Налоговой палате. После победы над нацизмом у Титуса Дымека снова появилась возможность выступить на сцене. Его приняли в труппу Польского театра в Варшаве, где актер непрерывно работал целых 22 года.

– Он сыграл много небольших и эпизодических ролей, – делится информацией Гжегож Пиндельский. – Был задействован почти в пяти десятках спектаклей. Среди них: «Гамлет», «Сид», «Пенелопа», «Король и актер».
К моменту, когда польский режиссер Александр Форд в 1951 году пригласил Титуса сняться в фильме «Юность Шопена», наш земляк был уже достаточно известен в театральной среде. Его партнерами по кинокартине стали Чеслав Воллейко, Збигнев Лободзинский и Александра Шлёнска. Военная драма Александра Форда не стала событием в мире кино и в наше время практически забыта.

Актер, родом из Клецка, завершил театральную карьеру в 1968 году, когда ему исполнилось 69 лет. Скончался он вскоре после своего ухода со сцены: 23 ноября 1970 г. в Варшаве. Упоминание о нашем земляке есть на популярном сайте www.kinopoisk.ru.

Юрий Мыслицкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *