Круглый стол: по безопасному маршруту

IMG_2046С начала года и по состоянию на 25 сентября в Минской области произошло 631 ДТП, в которых 155 человек погибли, 660 – получили травмы различной тяжести. 50 аварий на счету нетрезвых водителей. С участием несовершеннолетних зафиксировано 57 дорожно-транспортных происшествий, в которых двое детей погибли, 61 ребенок получил ранения. К сожалению, в трех ДТП в Клецком районе четверо ребят получили ранения различной степени тяжести.
Детский дорожно-транспортный травматизм обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей на проезжей части, состоянием дорог, качеством средств регулирования движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями ПДД, умениями их выполнять и т.п. В снижении количества и тяжести травм детей на дорогах особую роль играет профилактика. Ее меры разнообразны, диапазон – от индивидуального воспитания ребенка до реконструкции и перепланировки магистралей и города в целом.
В нашей стране реализуются меры профилактики ДДТТ, основанные на административном, принудительном и запретительном воздействии на участников движения. Они, как правило, сводятся к борьбе с нарушениями ПДД, которые принято считать причинами возникновения аварий. Но ликвидировать ДДТТ административными методами невозможно. Есть другие меры его снижения, проверенные временем, более приемлемые с точки зрения логики и материальных затрат. Именно о них заинтересованные лица вели разговор на круглом столе, темой которого было «Состояние дорожной безопасности на территории Клецкого района и проблемные вопросы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма», вел который Сергей Станиславович Соколовский, председатель комиссии дорожной безопасности в районе, заместитель председателя райисполкома, Александр Иванович Кобрин, начальник ОГАИ Клецкого РОВД, Сергей Аркадьевич Бобер, главный специалист отдела образования, спорта и туризма райисполкома, Людмила Павловна Драчинская, заместитель председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних, Николай Николаевич Иосько, председатель районной организации ДОССАФ, Николай Иванович Плешевич, заместитель начальника Клецкого РОВД, Александр Семенович Мысло, заместитель директора КУП «Клецкое ЖКХ».

С.С.Соколовский:
– Как один из элементов предотвращения дорожно-транспортного травматизма является состояние наших дорог и тротуаров, правильное размещение и наличие пешеходных переходов, знаков и разметки. В данном направлении в районе уже многое сделано, но и многое еще предстоит. В частности, среди мероприятий по обустройству улично-дорожной сети вблизи детских учреждений образования установлены искусственные неровности около Голынковской, Морочской, Карацкой, Синявской, Яновичской школ, Лазовичского и Тучанского УПК. Кроме этого, необходимо оборудовать у них пешеходные переходы путем нанесения дорожной разметки и выставления дорожных знаков (частично на момент проведения круглого стола было не исполнено – авт.). В ближайшей перспективе находится все же установка светофора на пересечении улиц Первомайская и Толстого, задумана пешеходная дорожка по ул.Строителей, благоустройство ул.Ильина и прокладка мостика через канаву, чтобы все-таки ребятишки из нового микрорайона частной застройки без проблем могли направляться в школу по этой улице. Сейчас она, конечно, в плохом состоянии. В самых ближайших планах стоит и ремонт ул.Машерова. Ведь центральный вход в ГОСШ №3 находится именно с этой улицы, а не со стороны «Аленки». Но поскольку там нет хорошего подъезда, все привыкли подвозить школьников к так называемому хоздвору. Нам нужно вернуть «полномочия» центрального входа в школу, в первую очередь, путем благоустройства ул.Машерова. Здесь позволяет пространство и парковку обустроить, чтобы была возможность подождать ребенка, высадить, развернуться и т.д. В самое ближайшее время Клецкому ЖКХ необходимо вернуться к уложенным искусственным неровностям и завершить их обустройство с нанесением разметки, установкой знаков. Кстати, не однажды подвергаются критике эти «спящие полицейские», водители «цепляют» их.
А.С.Мысло:
– Предварительно укладка искусственных неровностей рассчитывается согласно определенным нормативным документам, где указано, что от сторонних условий – ограничение скорости и др. – может определяться высота и ширина неровности. Максимум по высоте – 7 см., таковые и устроены около СПЛ и на ул.Советской. Предлагаю в следующих случаях в качестве экспертов присутствие сотрудников ОГАИ.
С.С.Соколовский:
– Определиться с высотой уже установленных неровностей в ближайшее время попрошу госавтоинспекторов. Кстати, ОГАИ вносит предложения по обустройству улично-дорожной сети, которые рассматриваются, обсуждаются на комиссии по БДД, в дальнейшем и принимающей решения. Недавно к нам обратилось руководство автопарка №11 г.Несвижа с просьбой рассмотреть вопрос об установке около территории Клецкой автостанции знака, ограничивающего въезд туда личного транспорта, чтобы «противостоять» частным перевозчикам, которые, не имея лицензий и разрешающих документов, просто берут в попутчики пассажиров, тем самым создавая конкуренцию общественному транспорту. Вроде, порыв благородный. «Бомбилам» нужно создать препон, ведь зачастую за рулем все же находятся не профессионалы, а в дороге разное бывает. И это наша безопасность в том числе. Но как быть провожающим или встречающим: большинство пассажиров дальних маршрутов – студенты, а они, как правило, с тяжелыми сумками. Так и получится, что, встречая или провожая, тем же родителям придется нарушать ПДД, двигаться под знак и подвозить, скажем, детей к вокзалу. Логика понятна, но ситуация двоякая, и решение по ней надо принимать обдуманно и взвешенно.
Корреспондент:
– Возможно, в борьбу с «бомбилами» стоит включить иные органы, к примеру, налоговую инспекцию. А по поводу обращений к районной комиссии по БДД хочу передать просьбу посетителей сайта нашей газеты. Уже не однажды они поднимают вопрос об ограждении детской площадки в парке. Там есть небольшой парапет бетонный, но это не препятствие для 3-4 -летнего ребенка. И правы Интернет-пользователи, что в запале игры дети случайно вполне могут выбежать на проезжую часть.
С.С.Соколовский:
– Согласен. Забор здесь в свое время был убран в связи с неприглядностью и своим устаревшим состоянием. Уже не однажды на районном уровне велось обсуждение вопроса по ограждению всей территории городского парка. Реализация проекта запланирована на 2014-й год. Поднимаемая тема – детского дорожно-транспортного травматизма – на самом деле актуальная и волнующая и в Клецком районе в том числе. Николай Иванович, какие меры РОВД принимаются для предотвращения гибели и ранения детей на дорогах?
Н.И.Плешевич:
– Наибольшее количество ДТП с участием детей в Минской области было зарегистрировано в летний период. Только с июня по 23 августа с участием несовершеннолетних произошло 38 аварий, где один ребенок погиб и 39 – получили ранения. Учитывая данную ситуацию, сотрудники Клецкого РОВД регулярно проводят выступления в трудовых коллективах, учреждениях образования, детском оздоровительном лагере, через средства массовой информации, призывают взрослых контролировать досуг детей. Всего с начала года проведено 228 таких выступлений, из них 117 – в трудовых коллективах, 93 – в школах. Перед летними каникулами прошло специальное комплексное мероприятие «Внимание – дети!», а в связи с ростом ДТП с участием детей этим летом стало острой необходимостью с 3 по 8 августа проведение дополнительной профилактической акции «Внимание! Дети на дороге!», в ходе которой сотрудники ОГАИ, участковые инспекторы и инспекторы ИДН осуществляли рейды по выявлению нарушений ПДД несовершеннолетними участниками дорожного движения с привлечением взрослых к административной ответственности по ст. 9.4 КоАП Республики Беларусь «за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее нарушение правил дорожного движения». Традиционно на Клетчине общими усилиями заинтересованных структур организовываются и проводятся межшкольные районные олимпиады по знанию ПДД среди учеников. В соревнованиях ЮИД, проходивших в апреле текущего года на 41 областном слете в «Зубренке», команда юных инспекторов движения ГОСШ №3 заняла второе место.
А.И.Кобрин:
– Отмечу, что, к сожалению, какие бы меры ни предпринимались, ДДТТ имеет место быть и в Клецком районе. А причиной их в большинстве случаев является родительская беспечность. Вот примеры, реально произошедшие в этом году на Клетчине. Мальчишка в Красной Звезде играл на обочине. Когда в попутном направлении трактор обгоняла машина, ребенок выбежал на проезжую часть. В итоге – получил касательную травму. В июле в Залешанах под колеса попал малолетний велосипедист, оставшийся на деревенской улице без присмотра взрослых. Последним нужно четко осознать, что столкновения транспортных средств с пешеходами или велосипедистами всегда заканчиваются тяжелыми последствиями, поскольку сила техники и человеческая несопоставимы. Нелепая ситуация произошла в Мервинах: девочка играла во дворе и выбежала внезапно под колеса автомобиля, когда отец на противоположной стороне дороги стоял и разговаривал со знакомым, совершенно забыв запереть калитку. За детьми вообще нужен глаз да глаз, они настолько подвижны и непредсказуемы, что и взрослым родственникам, и водителям нужно проявлять особое внимание, когда рядом малыши, и перевозя их в машине в том числе. Такой несчастный случай произошел с одной клетчанкой, которая не справилась с управлением на участке дороги Клецк-Щепичи, в результате чего двое малышей, находившихся в автомобиле, получили травмы.
Именно поэтому перевозить малышей в автомобилях рекомендуется только в специальных креслах.
Корреспондент:
– Накануне изучала вопрос приобретения детского автомобильного кресла в торговых точках разных форм собственности в городе и хочу сказать, что результат оказался отрицательным. Такого товара у нас не купить. А ведь не у каждого есть возможность беспрепятственно добраться в Барановичи, Минск. А вещь действительно стоящая и эффективная.
А.И.Кобрин:
– Жаль, не все родители это понимают. Но надо знать, что по данным Всемирной организации здравоохранения использование автокресел снижает смертность среди младенцев на 71%, среди детей постарше – на 54%, риск получения травм – на 76%, тяжелых травм – на 92%. В последнее время количество погибших и пострадавших детей-пассажиров, по сравнению с детьми-пешеходами, стало расти. Страдают дети, которые не выбегали на дорогу, не переходили в запрещенном месте проезжую часть, не выезжали на трассу на велосипеде. Они ехали в машине. Взрослые были рядом, но они не пристегнули детей удерживающими устройствами и подвергли их бессмысленной опасности. На самом деле, риск стать участником ДТП высок, поэтому о безопасности юных пассажиров заботиться просто необходимо. Делать это надо до поездок. После – может быть слишком поздно.
Вместе с тем, изучение ГАИ Минской области на автодорогах показало, что только около 20% водителей перевозят детей в специальных автокреслах, остальные – на руках у мамы, бабушки на задних сиденьях или вовсе без участия взрослых. Они не понимают, что возить детей на руках – смертельно опасно. В момент столкновения масса пассажира весом в 75 кг на скорости 70 км/ч увеличивается до 4 тонн. Мало того, что ребенок ударяется о впереди стоящую спинку сидения, так на него сзади обрушивается огромная масса и раздавливает его.
В момент аварии машина останавливается, а пассажир по инерции продолжает движение. Ребенка либо задавливает собственная мать, либо он вылетает в лобовое стекло, разбивает его и выпадает на дорогу. В аварии вес тела малыша на скорости 50 км/ч увеличивается в 30 раз и весит 400-500 кг. Даже мать-спортсменка с мощными мышцами ничего не может сделать.
Много автотравм непристегнутые дети получают в мелких авариях, которые происходят недалеко от дома, на небольшой скорости. Для хрупкого детского организма достаточно не только несерьезного ДТП, но даже резкого торможения. 6-летняя девочка ехала на переднем сидении микроавтобуса «Mercedes-Benz Sprinter». Сидела на обычной подушке и была пристегнута автомобильным ремнем безопасности. Никакой аварии не произошло. Ее отец лишь резко затормозил. Девочка выскользнула из-под ремня, ударилась головой о лобовое стекло, получила закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение.
Штатный ремень не рассчитан на защиту маленьких пассажиров и представляет для ребенка реальную угрозу: может раздавить внутренние органы брюшной полости, задушить его или, в критический момент, не защитить.
Голова у детей – самое уязвимое место. Чаще всего в автоавариях дети получают черепно-мозговые травмы, которые слишком серьезны. Они могут проявиться не сразу, но остаться проблемой на всю жизнь. Непристегнутые дошкольники чаще всего получают переломы черепной части головы, так как ударяются о спинку переднего сиденья. Школьники, которые находились посередине заднего сиденья, либо ломают ноги, либо сильно ударяются головой о ручку коробки передач или лобовое стекло.
Дети в машине – самые незащищенные пассажиры. Ребенок в автомобильной капсуле занимает меньше площади. В момент столкновения его начинает кидать в разные стороны, он летает по салону, как мячик, и получает не одну, а несколько сочетающихся травм головы, живота, груди, внутренних органов и переломы. Если ребенок едет в автокресле и правильно пристегнут, то неприятностей можно избежать. Автокресло – единственный вариант, чтобы уберечь такого пассажира. Другой защиты пока никто не придумал. Если человек заболевает неизлечимой болезнью, он пытается использовать малейший шанс, чтобы вылечиться. Автокресло в 5 раз снижает риск получения травмы при ДТП. Но родители детям этих шансов не оставляют.
Л.П.Драчинская:
– Еще несколько лет назад по линии ГАИ на учете в КДН не было подростков вообще. Сегодня состоит 5 несовершеннолетних, которые совершили правонарушения именно на дороге. Примеры разные, и иногда просто шокирующие: подросток управляет транспортным средством, не имея на то прав и в нетрезвом состоянии (!). Родители получили штраф 2,5 млн.рублей, а ведь даже подумать страшно, чем этот факт мог закончиться. Был случай, когда за рулем сидел 11-летний ребенок, а папа рядом на пассажирском сиденье – ехали из бани. Какой пример взрослых? Не берусь говорить о малолетних велосипедистах, которые умудряются еще перевозить второго ребенка.
А.И.Кобрин:
– Подобных случаев просто множество. Мы их видим, пресекаем, безусловно, к ответственности привлекаем наиболее серьезных нарушителей, ведем большую профилактическую работу на месте. Правила не запрещают передвижение несовершеннолетних на велосипедах. Но зачастую ребята-велосипедисты ведут себя непредсказуемо, а то и неадекватно. В Щепичах остановили парня, который ехал по дороге, не держась за руль велосипеда. В этом же населенном пункте девочка-велосипедистка двигалась по встречной полосе и, не глядя по сторонам, резко свернула прямо перед патрульной машиной. 15-летний скутерист свободно «рассекал» по Синявке не только без прав, а еще и перевозил мотокосу. В Кухчицах остановили 13-летнего велосипедиста в 22.00 без светоотражающих элементов, еле приметив в темноте.
Кстати, по поводу фликеров. Когда-то еще в 2007 году была хорошая практика поименно проверять и контролировать у школьников их наличие. Думаю, стоит все-таки в преддверии осенне-зимнего периода усилить эту работу в учреждениях образования.
Корреспондент:
– Относительно учреждений образования и их сотрудничества с Госавтоинспекцией хотелось бы обратить внимание на опыт их столичных коллег. С 1 сентября во всех школах Минска, в учебных заведениях, которые посещают дети, введен специальный проект «Безопасное пространство», разработанный Госавтоинспекцией. В его основу положен принцип безопасного маршрута, который специально разрабатывался от школы к домам, где живет большинство школьников. Схема этого маршрута находится в свободном доступе в самой школе. Предполагалось, что по этому пути дети смогут добираться из дома в школу и назад, практически исключив переход проезжей части, тем самым обезопасив себя от транспортных средств. Там, где невозможно обойти проезжую часть, на пешеходных переходах увеличено время зеленого разрешающего сигнала светофора. Есть ли что-то подобное у нас?
С.А.Бобер:
– В каждой школе разработаны, имеются и утверждены ОГАИ безопасные маршруты движения детей в школу и домой, которые должны находиться в созданных во всех учреждениях образования уголках Безопасности дорожного движения с наглядной агитацией ПДД. Обучения Правилам налажено в рамках курса ОБЖ, популяризируется движение ЮИД. Относительно фликеров: постоянно в учреждениях образования проводится мониторинг. Широкую популярность в прошедшем учебном году получило СТОПменовское движение, участники которого помогают малышам переходить дорогу, проводят их по маршруту. Но какую бы образовательную работу ни проводили в школе, ничто так не повлияет на сознание ребят как личный пример родителей, активное участие во внеклассных мероприятиях сотрудников ОГАИ, преподносимая информация из первых уст, более убеждающая и достоверная. Да, сотрудничество с госавтоинспекторами у нас налажено, но его нужно еще больше популяризировать, привлекать ОГАИ на родительские собрания и обязательно демонстрировать показанные сегодня нам видеосюжеты профилактической тематики, активнее применять наглядную агитацию именно для взрослых.
Л.П.Драчинская:
– На родительских собраниях нужно постоянно доводить взрослым информацию о том, что скутер для несовершеннолетних является таким же небезопасным видом транспорта, как и автомобиль, и на его управление нужно также удостоверение.
С.С.Соколовский:
– Последнее время скутер стал достаточно распространенным транспортным средством. Нам необходимо каким-то образом не для наказания, а для статистики организовать так называемую их перепись, чтобы иметь представление о количестве в районе. Через школы, с помощью ОГАИ и ДОСААФ. А потом организовать не имеющим водительское удостоверение сдачу на категорию «А», «Ам».
Н.Н.Иосько:
– Мы – техническая организация, находящаяся на рынке обучения вождению транспортным средством уже 5 лет. Еще летом выдвинули идею, но не нашли желающих, а теперь все же возвращаемся к тому, чтобы на базе ДОСААФ открыть технический кружок – бесплатный! – по обучению вождению мотоциклом. Мы готовы предоставить автодром, два спортивных мотоцикла, преподавателя, чтобы у ребят, склонных к технике, была возможность посещать занятия, а после – подготовленным сдать на категорию. Единственное, пока переоборудуем свой, на данный момент не имеем специального помещения (класса) для теоретических занятий. Надеемся на помощь присутствующих здесь.
С.С.Соколовский:
– Мы дополнительно обсудим вопрос временного обучения в специализированном классе в ГОСШ №3, рассмотрим другие варианты, постараемся изыскать возможность помощи вам в строительстве, а также подключим отдел образования к распространению информации об организации кружка, ОГАИ – к обеспечению наглядным материалом.
P.S. На круглом столе обсуждался еще ряд актуальных тематических вопросов. По итогам мероприятия будут решаться вопросы создания кружка технического творчества, активизации на родительских собраниях темы безопасности дорожного движения, нанесения разметки и определения соответствия требованиям уложенных искусственных неровностей, удаления по ул.Машерова декоративных кустов по причине препятствия их во время расчистки от снега зимой и ремонта этой улицы, обустройство перекрестка улиц Машерова, Победы и Толстого пешеходными переходами, устройства на перекрестке Первомайской и Толстого фонаря, а позже – светофора, освобождения стоянки возле магазина «Аленка» от автотранспорта предпринимателя, рекомендации обучающим вождению т/с организациям, введения курса этики на дороге.

Ирина Шаг.

Фото Александра  Абрагимовича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *