19 сентября – День здоровья школьников

12_bigДаже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов в день, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия провоцируют усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, ребята, даже чувствуя утомление, задерживаются у голубого экрана не на один час. Еще большую тревогу вызывают малыши, бесконтрольно проводящие за компьютером уйму времени. В результате дети становятся агрессивными, возбужденными, раздраженными и неуправляемыми. А когда ребенок, наконец, засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. И каково же бывает удивление пап и мам, когда они узнают, что виновник всего – любимая «машина»!

Дороже – значит лучше
Как показывает практика, родителей больше всего беспокоят излучения от компьютера. Однако, следует заметить, что излучение от компьютера хорошего качества соответствует нормативам. А вот из боковых и задних стенок техники низкого качества фиксируется повышенный уровень низкочастотных электромагнитных излучений. Стоит обратить внимание также и на то, что в помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность – снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода, наоборот, увеличиваться. Воздух ионизируется, а увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов, как известно, неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых. Так что, если уж вы позволяете детям работать за компьютером, не пренебрегайте правилами безопасного время провождения. Вместе с этим помните: если приобрести компьютер хорошего качества, тогда ряд проблем отпадет сам собой.
5 правил безопасности
1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой губкой.
4. Считается, что наши зеленые друзья – кактусы – тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
5. Не забывайте чаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой помогут увеличить влажность воздуха.
«Удар» по глазам и не только
Наряду с этим, известен ряд других негативных факторов, о влиянии которых родители задумываются гораздо реже. И напрасно. Ведь что представляет собой ребенок 5-6 лет? Бурно растущий организм! В частности, продолжает развиваться костная система, особенно это касается кистей рук. Интенсивные преобразования претерпевает такая важная для обучения функция произвольного внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Глаза ребенка уже готовы к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для дошкольников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется.
В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. Для этого необходимо иметь достаточно развитое абстрактное мышление, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, за короткое время проявить все свои знания, умения, навыки. А это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаз. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана.
Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы – чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.
А также...
Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.
15 минут через день!
Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.
Это очень важно хотя бы потому, что, как показали исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут – у 25% детей отмечаются неприятные явления и со стороны центральной нервной системы и со стороны зрительного аппарата. Представьте, что может произойти с ребенком, часами бесконтрольно просиживающим за компьютером? Без ущерба для здоровья разрешается непрерывно работать за компьютером всего 15 минут, а детям близоруких родителей – только 10, причем, не ежедневно, а лишь три раза в неделю (через день!). Таков «вердикт» специалистов, проводивших многолетние исследования.
Ловим бабочек
Зрительная гимнастика – эффекивная профилактическая мера. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика – около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы – двигаться должны только глаза!
На зарядку становись!
Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет немалая.
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы. На счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить на счет 1-6.
Правильно организовываем рабочее место
Сделать это нетрудно. А сохранению здоровья ребенка помочь может. Мебель должна соответствовать его росту. Стул использовать обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
Нужно сделать акцент на освещении рабочего места. Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Если рядом находится настольная лампа, свет от нее не должен попадать в глаза. Целесообразно прикрыть лампу голубоватым фильтром для того, чтобы максимально приблизить ее яркость к яркости свечения экрана компьютера. Стены вокруг дисплея тоже лучше окрасить в голубой цвет или оклеить голубыми обоями.

Помните, занятия на компьютере не принесут вреда, если вы прислушаетесь к этим рекомендациям и будете их выполнять. От этого зависит здоровье вашего ребенка.

Галина Иосько, инструктор-валеолог ГУ «Клецкий РЦГиЭ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *