Не стоит «подмазывать» неповоротливые колесики

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента от 09 ноября 2010 года, определены приоритетные направления государственной политики в сфере защиты национальных интересов государства от внутренних и внешних угроз. Одной из основных потенциальных угроз выделяются коррупционные проявления.

Коррупция – это проблема не только государства. Социальный характер данного явления требует активного участия в ее решении всего общества в целом. Уровень коррупционных проявлений во многом зависит не только от нечистых на руку госслужащих, но и от рядовых граждан, которые ради личных интересов готовы «подмазать» неповоротливые колесики того или иного бюрократического механизма. В современных условиях развития коррупция во всех ее проявлениях оказывает дестабилизирующее влияние на любые сферы деятельности общества и личности, существенно тормозит социально-экономические преобразования в стране. Она как общественно опасное явление подрывает принцип верховенства права, вносит дезорганизацию в работу государственного аппарата. Государственный служащий, использующий свое должностное положение для личных или групповых интересов, дискредитирует авторитет власти перед личностью, обществом и государством.  

Исходя из актуальности и важности возложенных Главой государства на органы прокуратуры задач по координации борьбы с коррупцией, прокуратура Клецкого района активизировала свою деятельность в этом направлении. В течение 2010-2012 годов и истекшего периода текущего в Клецкий районный исполнительный комитет прокуратурой внесено 13 информаций о состоянии преступности, законности и правопорядка в районе, где уделялось внимание вопросам борьбы с коррупцией.  По результатам проведенных проверок в 2011 году внесено 3 представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечен 1 человек, в 2012 году, соответственно, 5 и 11. По сравнению с 2011 годом количество зарегистрированных коррупционных преступлений увеличилось на 30% (с 7 до 10), главным образом, за счет выявленных преступлений о злоупотреблении властью или служебными полномочиями (ст.424 УК). Так, в 2012 году были возбуждены 2 уголовных дела по ч.2 ст.424 УК в отношении работников ГЛХУ «Клецкий лесхоз», являющихся должностными лицами, которые на протяжении 2011 года умышленно, из корыстной заинтересованности, стремясь улучшить цифровые показатели своей работы, незаконно привлекали к административной ответственности жителей Клетчины, не совершавших административных правонарушений, причинив тем самым существенный вред их правам и законным интересам.

Вместе с тем, истекший период 2013 года характеризуется некоторым сокращением количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности (с 5 до 4 преступлений), из которых 3 – хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, 1 – попытка дачи взятки должностному лицу. Так, гр-н В., 19 мая совершивший административное правонарушение, выразившееся в распитии спиртных напитков в общественном месте в парке райцентра, пытался передать одному из сотрудников Клецкого РОВД 100 000 рублей в качестве взятки за благоприятное решение вопроса о не составлении протокола по делу об административном правонарушении. В связи с тем, что гр-н В. после совершенного преступления добровольно заявил о содеянном, на основании примечания к ст.431 УК он освобожден от уголовной ответственности.

Коррупционные проявления видоизменяются, становятся более ухищренными. Учитывая латентность преступлений данного вида, сокращение их количества не является абсолютным свидетельством снижения уровня коррупции. В этой ситуации на первый план выходит такой критерий, как выявляемость названных злодеяний. Уменьшение числа зарегистрированных коррупционных преступлений не отражает реальной распространенности коррупции в обществе и позволяет сделать вывод о снижении эффективности деятельности правоохранительных органов по их выявлению. В этой связи приоритетное значение получает деятельность ведомственных контрольных служб, поскольку не исключены факты длительного совершения в государственных организациях продолжаемых коррупционных преступлений.

Для противодействия негативным тенденциям в развитии криминогенной обстановки, разработана новая Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013-2015 годы, где учтен практический опыт реализации предыдущих программ. Она предусматривает комплекс мер по нейтрализации причин и условий, способствующих совершению общественно опасных деяний, направлена на обеспечение эффективного функционирования системы профилактики и противодействия преступности и коррупции. Выполнение Программы потребует объединения усилий различных государственных органов, иных организаций и граждан в деятельности по профилактике правонарушений. Участие органов прокуратуры в ее реализации является ключевым. Именно органы прокуратуры, осуществляющие полномочия по координации деятельности по борьбе с преступностью, надзору за исполнением законодательства, а также обладающие правом проведения собственных проверок способны консолидировать силы правоохранительных, других государственных органов, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией, по реализации Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» и мероприятий Программы.

Валентина Лебедько, заместитель прокурора Клецкого района младший советник юстиции.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *