Под прокурорским надзором

К числу важнейших источников информации, необходимых для решения вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, следует отнести обращения граждан, представляющие собой важное средство осуществления и охраны прав граждан. Обращения могут касаться самых разных сторон жизни общества, начиная с общегосударственных интересов и кончая интересами конкретного человека. В обращениях содержится различная информация – одобрительная, критическая, содержащая просьбы, вопросы, предложения, с требованиями о восстановлении нарушенного права и защиты законных интересов. В этой связи право направлять обращения в государственные органы – одно из основополагающих прав граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь. Статья 40 Основного Закона гласит о том, что должностные лица государственных органов обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

В органах прокуратуры рассмотрению обращений граждан уделяется постоянное внимание. С учетом значимости этой работы в правовых актах Генерального прокурора Республики Беларусь определены порядок рассмотрения обращений, личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры.

Прокуратурой Клецкого района неукоснительно соблюдаются требования, изложенные в нормативных правовых актах. Через призму поднятых вопросов мы получаем информацию об имеющихся в регионе проблемах, влияем на ход их разрешения, а также оцениваем качество работы государственных органов.

Анализ динамики поступивших в прокуратуру Клецкого района в 2012 году обращений граждан позволяет сделать вывод об улучшении данной работы, о чем свидетельствует снижение их количества. За указанный период поступило 49 письменных обращений граждан и юридических лиц, что составило 65,3 % к 2011 году. Работниками районной прокуратуры принято на личном приеме 211 граждан, из них 28 – с выездом по месту жительства и работы.

Вместе с тем, следует констатировать значительный рост числа повторных обращений граждан. Так, 7 письменных обращений, поступивших в 2012 году в районную прокуратуру, явились повторными (14% от общего числа письменных обращений). Это значительно больше, чем в 2011 году, когда было разрешено лишь 3 таких обращения.

Крайне редкими являются случаи поступления повторных заявлений и жалоб вследствие  недостатков и упущений со стороны государственных органов власти либо формального подхода к нуждам граждан. Об этом свидетельствует тот факт, что только одна из повторных жалоб, рассмотренных в прошлом году, была удовлетворена. Подавляющее большинство повторных обращений граждан вызвано несогласием последних с ранее принятыми по их жалобам и заявлениям решениями.

Так, к примеру, в 2012 году в прокуратуру Клецкого района дважды обращался гр-н К., осужденный  за совершение преступления, связанного с незаконной охотой, по вопросу несогласия с отказом Клецкого РОВД в возврате ему охотничьего ружья, изъятого в связи с возбуждением уголовного дела. Несмотря на то, что заявителю был дан мотивированный ответ, он обратился в районную прокуратуру повторно, обжаловав при этом заключение Клецкого РОВД об аннулировании разрешения на право ношения и хранения огнестрельного оружия. Жалоба К. была оставлена без удовлетворения.

Имеют место факты, когда граждане, будучи несогласными с получаемыми из государственных органов ответами, повторно обращаются по одним и тем же вопросам многократно, несмотря на прекращение с ними переписки по этим вопросам. Иногда делопроизводство по обращениям таких лиц осуществляется годами. Так, к примеру, гражданин К., не согласившись в решением суда Клецкого района, вынесенным в 2005 году по гражданскому делу о взыскании долга по договору займа, продолжает до настоящего времени настоятельно обращаться в прокуратуру Клецкого района для того, чтобы оспорить одно из доказательств, положенных в основу решения. Несмотря на прекращение с ним переписки по указанному вопросу, повторные заявления с требованиями о высылке письменных ответов продолжают поступать. Так, в течение 2011-2012 годов зафиксировано 6 таких обращений.

С целью обеспечения процессуальной экономии в работе государственных органов законодатель определил понятие «повторное обращение» и предусмотрел возможность оставления таких обращений без рассмотрения.

Так, статьей 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» определено, что повторное обращение – обращение, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза.

В абзаце 6 части 1 статьи 15 вышеназванного Закона указано, что письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения. В этом случае заявитель в течение пяти дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения, и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению. Частью 1 статьи 21  Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» закреплены правовые основания прекращения переписки с заявителями по повторным обращением. Данная статья содержит указание на необходимость сообщения заявителю о необоснованности повторного обращения и прекращения с ним переписки.

Вместе с тем, как было отмечено выше, нередкими являются случаи, когда заявители после получения ответа о прекращении переписки продолжают направлять обращения в прокуратуру района.

Частью 2 статьи 21 Закона закреплено, что при поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя. Таким образом, в этих случаях информирования заявителя не требуется.

В заключение следует отметить, что обращения граждан – это форма взаимодействия гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица с государственными органами или иными организациями, их должностными лицами, направленная на приобретение, реализацию, восстановление и защиту прав, свобод и законных интересов заявителей, а в случаях, указанных в законодательстве – прав, свобод и законных интересов иных лиц, а также на совершенствование государственного управления. Это своеобразный диалог между гражданином и государством, который должен строиться на принципах взаимопонимания и взаимоуважения.  

Валентина Лебедько, заместитель прокурора Клецкого

района младший советник юстиции.                                                   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *