Под прокурорским надзором: обращениям – первоочередное внимание

Работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры Клецкого района. И в прошлом году ее сотрудниками принимались исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов людей, привлечению нарушителей к установленной законодательством ответственности, обеспечению надлежащего надзора за соблюдением законодательства при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб. 

В целях совершенствования указанной работы нами проанализированы обращения граждан и субъектов хозяйствования. В частности, за 2012 год в прокуратуру поступило 72 письменных обращения граждан (116 в 2011 г.) и 42 (74) – юридических лиц. Из их общего количества непосредственно в прокуратуре разрешено по существу 49, из них удовлетворено 23, что составляет 47% от общего числа разрешенных. Одно приобщено к надзорным производствам и уголовным делам, два – оставлены без рассмотрения. 19 обращений жителей нашего района направлены на рассмотрение в другие органы: по 3 – в УВД Миноблисполкома, Клецкий РОСК и Слуцкую межрайонную инспекцию труда, 6 – в Клецкий РОВД, по 1 – в управление по труду, занятости и социальной защите РИК, прокуратуры Минского и Солигорского районов, Клецкий РЦГиЭ. Все они взяты на контроль. Прокуратурой ежедневно (по мере поступления) анализируются обращения, как направленные на рассмотрение в другие органы, так и рассмотренные  оперативными работниками. Их анализ показал, что до граждан не в полной мере доведены сведения о компетенции тех или иных органов, а также не в достаточной степени проводится работа по разъяснению их права на обращение в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры. Из общего числа разрешенных заявлений и жалоб граждан большая часть касается вопросов дознания Клецкого РОВД (9), следствия (7).

По вопросам надзора за исполнением законодательства в прокуратуре было рассмотрено 8 обращений граждан, из них: 2 – по вопросам надзора за исполнением законодательства о труде и 6 – об административной ответственности. Не было обращений по вопросам надзора за исполнением жилищного и земельного законодательств. Кроме того, разрешено 4 обращения о соответствии закону судебных постановлений по гражданским делам, одно – по уголовным. По результатам рассмотрения 4 обращений граждан в суд Клецкого района поданы заявление об ограничении в дееспособности и 7 – о признании недееспособным.

Примерами восстановления нарушенных прав и свобод граждан могут служить следующие решения. 15 мая в прокуратуру обратился К.С.Тышко, несогласный с отказом в возбуждении уголовного дела. В ходе проведенной проверки установлено: 10 марта около 01.00 часов в ходе возникшего конфликта между ним и Д.А.Крицким, 1991 года рождения, произошла драка, в результате которой Тышко были причинены менее тяжкие телесные повреждения. Д.А.Крицкий получил повреждения, по степени тяжести относящиеся к категории легких телесных повреждений, не повлекших за собой кратковременного расстройства здоровья. В связи с тем, что произошедшему конфликту и драке предшествовала ссора, вызвавшая неприязненные отношения друг к другу, в действиях Д.А.Крицкого были усмотрены признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.149 УК Республики Беларусь, которые относятся к делам частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению пострадавшего. В связи с тем, что Тышко в Клецкий РОВД обращался с заявлением о привлечении к уголовной ответственности неизвестных лиц, избивших его, а в ходе проверки выяснилось, что конфликт произошел непосредственно с Крицким, который и причинил ему телесные повреждения, и, учитывая отсутствие заявления К.С.Тышко о привлечении к уголовной ответственности Д.А.Крицкого, 10 апреля Клецким РОВД в возбуждении уголовного дела было отказал по основаниям ст.ст.26 ч.4, 29 ч.1 п.6 УПК Республики Беларусь. Однако после изучения обращения было установлено, что проверка Клецким РОВД проведена неполно. В связи с изложенным, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал направлен в РОВД  для организации дополнительной проверки. И в итоге по ее результатам возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.149 УК Республики Беларусь в отношении Д.А.Крицкого.   

25.09.2012 г. в прокуратуру района поступила жалоба П.К.Камяка, который был не согласен с привлечением его к административной ответственности по ч.2 ст.18.17 КоАП Республики Беларусь. П.К.Камяк постановлением начальника ОГАИ Клецкого РОВД  привлечен к административной ответственности по данной статье и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 300000 рублей. В соответствии с п.9 ч.1 ст.9.6 ПИКоАП Республики Беларусь одним из обстоятельств, исключающих административный процесс в отношении физического лица, является наличие по данному факту уголовного дела. Проверив данную жалобу, было установлено, что по причине нарушения правил дорожного движения произошло ДТП, имевшее место 19.01.2012 года, последним А.К.Солодкому причинены телесные повреждения. 10 августа Солодким подано заявление в суд Клецкого района о возбуждении уголовного дела частного обвинения в отношении П.К.Камяка по ч.1 ст. 317 УК Республики Беларусь, что является основанием для прекращения дела об административном правонарушении. На постановления о нем принесен протест с требованием отменить постановление начальника ОГАИ Клецкого РОВД. Данный протест удовлетворен.

19.04.2012 г. обратился с жалобой Д.А.Нестер, не согласившийся с привлечением его к административной ответственности по ч.1 ст.18.16 КоАП Республики Беларусь. Суть в том, что инспектор дорожно-патрульной службы ОГАИ Клецкого РОВД в административном протоколе указал свидетелями по делу граждан, которые фактически опрошены не были. Поясню: в соответствии с ч.1 ст.4.6 ПИКоАП Республики Беларусь свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения. А указанные в протоколе граждане были остановлены сотрудниками ОГАИ уже после совершения правонарушения в качестве свидетелей об отказе Д.А.Нестера от подписания протокола об административном правонарушении. В соответствии же со ст.6.3 ПИКоАП Республики Беларусь доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых орган, ведущий процесс, устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного КоАП Республики Беларусь. Кроме того, в ходе проверки доказательства виновности Д.А.Нестера не раскрыты, им не дана полная, всесторонняя и объективная оценка.  На постановление об административном правонарушении прокуратурой принесен протест, который судом удовлетворен.

За прошлый год в прокуратуру Клецкого района поступило 42 обращения субъектов хозяйствования, все разрешены по существу. 37 обращений удовлетворены, что составляет 88% от общего числа разрешенных. Из них 12 – об оказании содействия в предъявлении иска в хозяйственный суд на сумму более 2 млрд. рублей, 22 – по вопросу обращения с исками в общие суды.  

В целях устранения нарушений законодательства, прав и интересов граждан, выявленных при рассмотрении обращений, прокуратурой внесено 4 акта прокурорского реагирования. Сотрудниками прокуратуры за год проведено 8 проверок исполнения законодательства об обращениях. В ходе проверок районных организаций, предприятий были выявлены грубейшие нарушения законодательства об обращениях граждан. По результатам проверок исполнения законодательства об обращениях граждан внесено 12 представлений, 13 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 6 – к материальной.

Сотрудниками прокуратуры на личном приеме принято 211 человек, в том числе по месту жительства – 28. Лично прокурором принято 162 гражданина. В основном граждане обращались с жалобами на постановления Клецкого РОВД об отказе в возбуждении  уголовных дел, на нарушения законодательства при привлечении к административной ответственности, нарушении трудового законодательства, а также с просьбами о консультации по различным вопросам. Прокуратурой приняты меры к активизации осуществления личного приема граждан по месту их работы и жительства. Так, во исполнение указания Генерального прокурора Республики Беларусь составлен график осуществления выездных приемов, на которых принято 28 человек.

Полагаю, прокуратурой Клецкого района и в дальнейшем будет вестись целенаправленная работа по наиболее полному, объективному разрешению обращений граждан, соблюдению и восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов, привлечению нарушителей к установленной законодательством ответственности.

Валерий Коробко,

прокурор Клецкого района старший советник юстиции.                                                      

                                         

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *