Наедине со священником: и вино веселит сердце человека

Рубрику ведет иерей Геннадий Белоус, клирик храма Воскресения Господня г.Клецка, бакалавр богословия.

В наше время, идя по улице даже днем, нередко можно встретить выпившего, а то и находящегося в состоянии сильного алкогольного опьянения человека. И это не воспринимается как что-то выходящее за рамки обычного явления. Мы привыкли смотреть на подобное, как на норму. В Священном Писании апостол Павел однозначно говорит на эту тему: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство», причем повествуется здесь только о вине лишь по причине отсутствия других алкогольных напитков в то время.
Согласно Библии вино не было известно первым людям. Впервые о нем упоминается в Священном Писании уже в связи с событиями из жизни Ноя после потопа. Он «начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем», причем Ноя осмеял один из его сыновей, Хам, рассказывая об увиденном своим братьям. Сам же Ной не знал о действии забродившего сока винограда, поэтому и выпил его, страдая от жажды после работы. В дальнейшем люди использовали вино в качестве напитка, обычно разбавляя его водой. Но были случаи и злоупотребления вином, иначе бы приведенные выше слова апостола Павла были бы лишними.
Конечно, алкоголь сам по себе не является злом, как не является злом металл, из которого делают оружие. Злом его делает наше отношение к спиртному, наша собственная воля. Ведь никто не может заставить человека выпить лишнего. А, «приняв на грудь», человек, как правило, теряет чувство контроля над собой, становясь уязвимым для бесовских сил, с легкостью поддаваясь на соблазны еще большие, которые доводят до весьма плачевных концовок «приятного времяпрепровождения».
Часто в состоянии алкогольного опьянения люди совершают страшные поступки, на которые трезвый человек никогда бы не пошел – кражи, грабежи, убийства и так далее. При этом, как уже говорилось, алкоголь не является злом. Это лишь инструмент, которым человек, по собственной воле, свободным выбором снимает с себя ограничения морально-нравственного характера, зачастую теряя человеческий облик.
Церковь не запрещает употребление спиртных напитков, напротив, в некоторых случаях рекомендует делать это, но в меру. «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» – пишет тот же апостол Павел своему ученику Тимофею, страдавшему болезнью желудка, лекарством от которой считалось вино. Но при этом запрещается употребление алкоголя до потери контроля над собой, причем этот рубеж можно пройти настолько незаметно, что никто не сможет сказать, в какой именно период это произошло – между второй и третьей рюмкой, или между десятой и одиннадцатой.
Каждый из нас сам решает, в каких отношениях он со спиртным и, как следствие этого, – с Богом.

Наедине со священником: и вино веселит сердце человека: 3 комментария

  • 21.01.2014 в 12:17 пп
    Permalink

    После крещения ребенка нужно и маме пройти какие-то обряды. Объясните, пожалуйста, как и что надо делать.

    Редакция:
    Ваш вопрос, Татьяна, мы отправили отцу Генадию, и как только получим ответ, опубликуем его обязательно.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 20.03.2013 в 9:44 пп
    Permalink

    К сожалению алкоголизм набирает обороты не только среди взрослого, но и среди детского населения. Ни одно мероприятие (дискотека , день рождения и просто встречи) у учеников не проходят без спиртных напитков. На прилавках магазинов чаще не будет молока или хлеба, а вот водка есть всегда. Любая расфасовка, многообразный ассортимент даже на кассе на ряду с сигаретами и жвачками. Столько виноградников нет, сколько выпущено литров вина. Как правило химические добавки. красители, приводящие к быстрому отравлению и деградации населения. Это проблема государства, которую никто не решает. Спасибо, иерей Геннадий, статья замечательная. Но хотелось бы знать ваше мнение о так называемых при алкоголизме «кадировках» и может бы стоило вместе с наркологом попытаться священнослужителям спасти хоть часть пациентов, проводя беседы в больницах или выезжать на подворный обход.С уважением, Е.Н.

    Геннадий Белоус:
    – Смотря что Вы подразумеваете под словом кодирование: если медикаментозное вмешательство через введение препаратов, при принятии алкоголя вызывающих негативные ощущения в организме, то против этого Церковь ничего не имеет. Если же разговор идет о психологическом воздействии с применением гипноза или «запугивания» – то тут Церковь категорически против подобных методов. Такая кодировка, как правило, «закладывается» в человека на определенный период времени, держа его в страхе (выпьешь – умрешь и т.д.), но и тут известны случаи срывов, вызывающих еще более тяжелые последствия не только для тела, но и для психики человека.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 13.03.2013 в 12:02 пп
    Permalink

    Это хорошо почитать тому, кто сам придерживается такого образа жизни. А как быть с теми, кто страдает хроническим алкоголизмом, но сам не осознаёт этого, а, следовательно, не желает никоим образом изменить свой образ жизни. С такими людьми тяжело родным и близким, да и у них самих жизнь катится в бездну. Как им может помочь реально церковь? Предвосхищаю ответ: «Молиться за них». А может как-то попробовать священникам конкретно проводить какие-то мероприятия (может, это называется не так) с такими людьми, пробовать достучаться до их разума и сердца. А статьи в газетах они не читают, статьи читают те, у кого таких проблем нет

    Геннадий Белоус:
    – Хронический алкоголизм – это, как уже доказано, болезнь. Причем слово «хронический» в этом определении значит очень много.
    Еще во время учебы в семинарии, будучи просто студентом, общался с людьми, страдающими этим недугом и борющимися с ним на протяжении достаточно длительного времени. Это были представители движения анонимных алкоголиков. Хронический алкоголизм нельзя вылечить, но его можно контролировать. Именно для контроля над ним и собираются люди в общества, подобные анонимным алкоголикам – лишь совместно они могут преодолеть и удержать в узде свою страсть к выпивке. Но придти к этому может лишь сам больной, по своей собственной воле. Все они подчеркивали необходимость постоянной борьбы с этой бедой, говорили о невозможности полного излечения.
    Достучатся до сознания хронических алкоголиков очень сложно, а порой просто невозможно, для них нет разницы в том, кто разговаривает с ними – жена, дети, врач, милиционер или же священник. Все мы хорошо знаем поговорку «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Этот гром для каждого свой: для одного достаточно угрозы развода в семье, для другого даже страх собственной смерти – не причина.
    Некоторое время назад мне довелось побывать на одном профилактическом мероприятии, посвященном данной проблеме. Аудитория – от 17-18 до 60+ лет. Процент молодежи – около 60. Собравшимся демонстрировали фильм о последствиях алкоголизма, содержащий, мягко говоря, нелицеприятные сцены – из зала был слышен смех. Два разных подхода людей к одинаковой болезни. Можно ходить по домам вместе с нарядом милиции и врачом, но это практически ничего не изменит до тех пор, пока у самих больных не появится желание бороться и, как один из вариантов воплощения этого желания в жизнь – создание общества анонимных алкоголиков. Вот в этом действительно необходимы совместные усилия и представителей церкви, и государства, и общественности. Однако создать такое общество без самих алкоголиков невозможно, так как помочь им в беде может лишь тот, кто уже прошел через эту проблему.
    И, конечно же, нужно молиться за них, чтобы Господь дал им силы для осознания зависимости от алкоголя и для борьбы с ней.
    А еще помните: алкоголизм, как и любую другую болезнь, проще предупредить, чем лечить.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *