Матушка Алина Парфенчик: задача на всю жизнь – терпение, мудрость и молитва

Когда шла на встречу с ней, по сложившемуся с годами стереотипу, в мыслях вырисовывался образ скромной хрупкой женщины, обязательно в платочке и с косой, с рюкзаком за спиной и отрядом поповичей, цепляющихся за подол длинной юбки. На самом деле…
Когда матушка Алина появилась на пороге дома, удивлению не было предела: никаких платков и длинных юбок. То была молодая женщина, внешне ничем не отличающаяся от многих наших очаровательных соотечественниц. Правда, кое-что все-таки в ней преобладало. Это открытая, лучезарная улыбка, которая с первых минут нашего общения расположила к приятной беседе.
Не скрывая своего женского любопытства, перво-наперво, я поинтересовалась у своей новой знакомой, почему она сделала столь необычный для современных светских девушек, мечтающих о гламуре, эксклюзивных нарядах, богатых женихах, выбор:
– Ведь Вы же, наверняка, понимали, что роль жены священника – это далеко не беззаботное почивание на лаврах в лучах софитов. Священник, как солдат, куда его пошлют – туда и поедет. К тому же, жизнь семьи духовника, как на ладони: то не надень, это не скажи, не сделай. Они не могут, не имеют права иметь человеческие слабости и грехи. И поэтому все – одежда, прическа, походка, да каждое слово – постоянно подвергаются пристальному анализу. Другое дело, если Вы из числа «хабээмок»? (авт.: аббревиатура ХБМ расшифровывается просто: хочу быть матушкой. На самом деле есть такая категория девушек, которые исправно посещают все семинарские службы, где их взгляд подыскивает себе объект сердечных воздыханий).
– Да нет, – рассмеявшись и отрицательно качая головой, ответила матушка Алина. – Никогда не мечтала быть матушкой, хотя и не исключала этого. Ведь я училась в Слонимской духовной семинарии. Как-то мама услышала по радио объявление о наборе абитуриентов. Я хорошо рисовала, поэтому решила попробовать себя в иконописи. Признаюсь, не просто было адаптироваться к новым условиям жизни: строгая форма одежды (платок, длинная юбка, верхняя одежда только с длинным рукавом), дома мы бывали лишь три раза в год (на Пасху, на Рождество и один месяц на летних каникулах), полный отказ от мирских развлечений и т.д. Но сегодня, конечно же, понимаю, что на все это была воля Божья.
Как и на то, что они встретились с Андреем… Он – минчанин в седьмом колене. Она – провинциалка (Алина родилась и выросла в Ивацевичах). Судьба забросила молодую семью Парфенчик в Клецкий район. Они оба хорошо помнят тот день, когда приехали на место своего прихода – в деревню Садовая.
– Нас встретили и окружили заботой и вниманием очень великодушные и приветливые местные жители, – подключается к разговору отец Андрей. – Они помогли нам найти жилье, огромную помощь оказывали и оказывают и теперь в благоустройстве территории возле Храма и по его ремонту. Здесь и в райцентре (отец Андрей служит и в Покровской церкви города) живут чистосердечные и очень добрые люди. Клецк стал для нашей семьи второй родиной. Мы бесконечно любим этот город…
Радоваться жизни, принимать и выдерживать все ее испытания (а в семье священника, поверьте, их немало) помогают семейной паре теплые взаимоотношения и их родительское счастье – дочурка Магдалина. В семье священника существуют те же законы, что должны «работать» в любой семье.
– Брак – это испытание, мучение, – размышляя о жизни, замечает матушка Алина. – Вспомните античные времена: венец надевали на головы героев, победителей и мучеников. Своего рода мучениками являются брачующиеся, во время венчания которым тоже надевается венец. Брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене – это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу – подобие отношения Церкви ко Христу. Это – взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу. А изречение апостола: жена да убоится своего мужа – призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому – Христос. Муж и жена – члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
Вслушиваясь в слова, звучавшие из уст этой молодой, но мудрой женщины, обратила внимание на свет, которым светились глаза матушки, когда обращены они были на мужа. Такое не часто увидишь в светской семье: свет любви – теплый и греющий.
Она умеет раздавать себя всю, без остатка, своим близким, любить других, забывая о себе. Она искусно совмещает непосредственные обязанности матушки с домашними хлопотами (теми, что выполняют обычные жены), работой (А.Парфенчик – специалист по защите государственных секретов учреждения «Космос»), учебой в БГУ (в этом году закончила главный ВУЗ страны по специальности «социальная работа»), приемами, увлечениями иконописью и вышивкой крестиком…
Кстати, ее рукой написано уже более 100 икон, которые сегодня находятся не только в Беларуси. Есть они уже и в России, Польше. Пишет матушка Алина и мерные иконы. В настоящий момент она готовится к написанию одной из них, в честь Георгия Победоносца. По словам матушки, перед творчеством нужно духовно настроиться – поститься, молиться – и лишь ощутив душевную благодать, можно приступать к работе. Она состоит из многочисленных хлопот: подготовки доски к наклеиванию паволоки и левкашению, нанесению левкаса (авт.: левкас по-гречески значит «белый»), а затем – краски (авт.: в работе используются исключительно натуральные пигменты) и сусального золота; написания образа святого; закрепления сюжета олифой. Бывает, что икону приходится переписывать из-за появившихся дефектов, но матушка Алина умеет проявлять терпение. Ведь и другое ее увлечение – вышивка – тоже требует от мастера именно выдержки и усидчивости. Разве, не обладая этими характеристиками, можно вышить такую красоту?
Создавая подобные шедевры, молодая матушка не считается с личным временем, потому что она твердо уверена, чем больше отдаешь, чем больше забываешь о себе (что не свойственно современной молодежи, требующей внимания исключительно к своей персоне: хочу наряды! хочу машину! хочу денег и т.д.), – тем больше получаешь.
– Все зависит от самого человека, – утверждает героиня моего рассказа. – Залог семейного счастья и благополучия, а именно этого я желаю всем женщинам в канун великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы, – в терпении, мудрости и молитве.
И это – не пустые слова, а задача на всю жизнь. Никакая успешность, самодостаточность и состоятельность, уверена моя собеседница, не может заменить тепло семейного очага, которое может поддерживаться лишь духовной связью между супругами. Той самой, что должна укреплять семью, делать ее оплотом жизни и малой «церковью».

Светлана Орпель.
Фото Евгении Семенчук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *