Чаепитие в гостях у Юрия Волощука можно прировнять к тренингу по искусству заваривания и употребления чая. По этой теме его знания обширны. Наш земляк знаком со вкусом нескольких десятков сортов напитка, значительная часть из которых есть у него на кухне. За считанные минуты обеденный стол клетчанина превращается в место для китайской церемонии. День человека, знающего как «разбудить» чайный лист, может начать чашка улуна, а завершить Шу Пуэр.
Газете «Да новых перамог» Юрий рассказал, можно ли найти в Клецке качественный чай, вспомнил самое необычное из того, что пробовал, и дал совет, что выбрать для зимних вечеров.
Содержимое той пиалы, которое перевернуло представление Ю.Волощука о привычном напитке, было выпито в 2013 году.
– Жажда получить новый опыт привела меня на семинар по Цигун, – вспомнил собеседник. – Это древнекитайская практика управления энергией Ци. Если простыми словами – речь о наборе упражнений для поддержания себя в здоровом теле и духе. Это такая йога, родом из Поднебесной.
На занятиях, которые проходили в Минске, Юрий кроме всего прочего узнал о том, насколько важен чай для управления жизненной энергией. Там же была возможность купить напиток, что клетчанин и сделал.
– Это был Шу Пуэр «земляной чай». Его относят к категории черных. Есть еще Шен Пуэр, являющийся элитным сортом зеленого чая, – проводит ликбез по теме Ю.Волощук.
С тех пор Юрий старается каждый месяц приобрести что-то новое из большого разнообразия вкусов. Перепробовано уже столько, что молодой мужчина планирует начать вести чайный дневник, что вести учет сортов, с которыми познакомился.
– Пью в основном китайский чай. Иногда – японский. В мире его великое множество. Есть даже чай родом из Нигерии. И, говорят, это очень достойный продукт, – веско замечает Юрий.
Нередко наш земляк теряет счет выпитых за день чашек любимого напитка. Но почти всегда эта цифра приближается к полутора литрам чая.
– Нет никакой системности. Завариваю то, что мне хочется в данный момент, – делится Ю.Волощук. – Но, например, Шу Пуэр на ночь лучше не пить. Но, в целом, этот запрет меня никогда не останавливал. Тот или иной сорт чая пьешь, чтобы получить определенное состояние. Если я хочу сосредоточиться, сфокусироваться, то в основном пью Шу Пуэр. А когда хочется чего-нибудь вкусненького, подойдет улун.
Больше остальных мне запомнился красный копченый чай из Тайваня.
По словам Юрия, научиться отличать хороший чай от плохого, можно только пробуя разные сорта. Если ты постоянно употребляешь низкокачественный чай, то никогда не поймешь, что он никуда не годится. Когда тебе есть, с чем сравнивать, все намного проще.
Важно также просто довериться своим ощущениям, понять, получаешь ли ты наслаждение от процесса.
Заваривая гостям чай, Юрий перечисляет основные его сорта:
– Есть белый, желтый, зеленый, черный, красный и отдельно выносят Пуэр. Есть очень интересные чаи. Например, «Свет белой луны». О нем говорят, что это белый чай, который становится красным. Первоначально он светлый, но чем дольше настаивается, тем делается темнее.
Среди черных выделяют Хун Ча и Хей Ча. То, что в магазинах продается и называется черным чаем, на самом деле по китайской классификации – это красный чай Хун Ча. Именно он, а еще черный и Шу Пуэр, подходят для питья в период холодов. Они несут горячую Ци, то есть согревают.
Увлекаясь элитными сортами чая, Юрий не перестал покупать любимый напиток в обычных продовольственных магазинах:
– Это для массового чаепития дома. Но если приобретаю что-то в магазине, то обычно беру то, что подороже. Цена на этот продукт действительно отражает качество. Из того, что можно найти у нас в Клецке – очень достойный красный индийский чай ASSAM.
Важно здесь понимать, что если ты хочешь скушать пироженку с чаем, то вряд ли разумно покупать чай, 10 грамм которого стоят 100 рублей. Есть чаи проходные, которые пьешь фоном под какую-то еду, а есть те, которые требуют внимания.
На самом деле, хороший чай стоит не намного дороже того, что мы покупаем в магазине. Просто из ложки качественного ты заваришь в три раза больше кружек, чем из плохого.
Отдельно Юрий остановился на заваривании:
– Есть методы пролива, заваривания в чайнике и в кружке, кипячения и варки. Как понять, какой из методов лучше? Взять конкретный чай и заварить его разными способами. Ты поймешь, что тот или иной из них, например, заваривать в кружке.
Я чаще практикую метод пролива. Используется небольшое количество чая, которое помещается в небольшую по размеру посуду и подвергается нескольким заливаниям горячей воды. Пьешь получившийся настой.
Некоторые чаи выдерживают до 10 проливов. Даже если заварить проливом обычный чай, он очень отличается по вкусу от того, что получаешь обычным завариванием. Что касается использования сахара. То это глумление.
- Но могу сказать, когда можно подслащать напиток – в том случае, если чай такого плохого качества, что без этого его пить вообще невозможно.
От кофе в пользу чая Юрий отказался пять лет назад и теперь любит повторять, что лучший кофе – это чай.
За годы увлечения чайными практиками Юрию удалось побывать на китайских церемониях:
– Есть такие церемонии, как Пин Ча и Гун Фу Ча. Пин Ча дословно переводится как «дегустация чая» и «вдумчивое пробование чая». Но по факту это обычное чаепитие.
Чего не скажешь про Гун Фу Ча. Это уже серьезная церемония, требующая соблюдения определенных правил.
Юрий перечисляет посуду, которую он использует для чайных церемоний дома, у многих из вещей очень поэтические названия:
– Столик для чаепития называется чабань, что переводится как «чайная доска». Во время церемонии проливается много жидкости, которая стекает через специальные прорези во внутренний резервуар.
Для заваривания используется чаша гайвань, чаша «трех основ», где блюдце символизирует землю, крышка – небо, а сама чашка – человека. Промежуточной ступенькой между сосудом для заваривания и пиалами является Чахай – «чаша справедливости». Есть еще Чацзюй – набор чайных инструментов.
Изначально в него входили игла, щипцы и воронка. По мере усложнения церемонии, количество предметов расширялось.
Не менее романтично звучат и названия китайских чаёв – «Аромат, пронизывающий небо», «Облачный Туман с горы Мэн Дин», «Драгоценное пламя из Юннани» и десятки других.
Однако не всегда китайский чай носит красивые названия. Это исключение коснулось и улуна «Аромат Утиного Помета». Тому, кто хочет его попробовать беспокоиться не стоит: ничего схожего с названием в самом чае нет.
В планах у Юрия Волощука отвести отдельную комнату для китайских церемоний, начать вести чайный дневник, пробовать больше сортов чая и съездить в Китай, чтобы увидеть аутентичную китайскую чайную церемонию.
А пока самое время заварить Шу Пуэр.
Юрий Мыслицкий.
Фото Евгении Семенчук.
Отправить комментарий