Сейчас загружается

COVID-19: предупреждаем вместе. Сознательность или ответственность с наказанием?

 

Заболеваемость – пожалуй, не просто одна из обсуждаемых в наше время тем, а самая злободневная. Вирус никого не щадит и добирается до самых отдаленных уголков на географической карте, где, кажется, сама природа изначально позаботилась о безопасности местных жителей, оградив их от «цивилизации» зеленым барьером.

Говорят, любая респираторная вирусная инфекция гибнет в открытом воздухе. На деле оказывается, что страдает даже население экологически чистых районов. Это подтвердила и главный врач Морочской амбулатории М.И.Буко.

– Действительно, респираторная вирусная инфекция быстрее прилипнет в закрытых помещениях, чем на открытом воздухе. Но риск в любой ситуации не исключается.

Как Вы можете охарактеризовать эпидситуацию на обслуживаемой территории, есть ли какие-либо особенности у второй волны коронавируса?

– Морочская амбулатория врача общей практики обслуживает жителей шести населенных пунктов – агрогородка Морочь, деревень Комлевщина, Урведь, Смоличи, Узнога, Колки. На сегодня ситуация контролируемая, хотя, конечно, отличающаяся от той, что наблюдалась весной. Первая волна была растянута по времени – пик ее пришелся на апрель и май. В июне и августе тоже наблюдались спорадические случаи. Теперь коронавирусная атака оказалась мощнее по частоте – контагиозность выше. Болеют преимущественно люди трудоспособного возраста. Спокойно в отдаленных от Морочи населенных пунктах, Узноге и Комлевщине, где проживают в абсолютном большинстве люди пожилого возраста, не контактирующие с инфицированными.

– Кто, по Вашим наблюдениям, наиболее тяжело переносит коронавирус?

– Люди с соматической патологией  (с сахарным диабетом, онкобольные, с сердечно-сосудистыми заболевания) подвержены большему риску заразиться коронавирусом и к тому же они тяжелее переносят болезнь. Наше население осведомлено о рисках и угрозах, поэтому те, у кого есть возможность свести к минимуму контакты, стараются меньше общаться со знакомыми, реже наносить визиты в магазин и в медучреждение в том числе. Если ситуация не требует экстренного обращения, вопросы решаем по телефону или во время вызовов.

– Учитывая приобретенный опыт, можете ли Вы сказать, что работать стало легче в плане диагностики и определения подходов в лечении?

– Легче, наверное, не стало. Правильнее сказать, что вторая волна эпидситуации уже не пугает медиков. У нас было время, чтобы отработать до автоматизма алгоритмы действий при различных ситуациях. В целом мы руководствуемся и в лечении, и в профилактике приказам и и инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь – нормативными документами регламентируется оказание стационарной и амбулаторной помощи пациенту.

Постоянно участвуем в обучающих занятиях и семинарах, проводимых на базе ЦРБ. С целью недопущения распространения вируса у себя на месте выполняем ряд санитарных противоэпидемических мероприятий. Начиная с весны, в амбулатории разграничен прием посетителей: осмотр больных с температурой и признаками респираторных заболеваний ведется в отдельном кабинете в той части здания, где имеется отдельный выход на улицу.

Строго соблюдаем режим проветривания и обработки поверхностей дезредствами, а также неукоснительно выполняем требование по смене одежды персоналом при переходе из грязной зоны в чистую и в обратном порядке. В медучреждении введен масочный режим – без СИЗ не обслуживаем ни взрослых, ни детей. В случае отсутствия маски у пациента предлагаем приобрести ее в аптечном пункте. Дефицита ни на этот товар, ни на другие средства защиты и противовирусные препараты не испытываем – имеется необходимый их запас, к тому же все заявки выполняются оперативно.

– Понимают ли местные жители масштабность и серьезность проблемы, вызванной эпидемией коронавируса, и что они делают для того, чтобы избежать инфицирования?

На мой взгляд, хорошо уже то, что народ не паникует, а адекватно воспринимает угрозу и принимает рекомендованные меры. С пожилым населением приходится работать плотнее: все подробно разъяснять, мотивировать соблюдение общих рекомендаций. Нелегко, причем не только в отношении профилактики коронавируса, достучаться до сознания мужчин – очень часто они скептически относятся ко всему: вот и в нынешней ситуации, старайся – не старайся, разъясняй – не разъясняй, а маска у них в кармане, а не на лице.

А когда оказываются в списке заболевших, виновато отводят взгляд. Не все, конечно, реагируют на профилактические беседы, махнув рукой. Население старается проявлять ответственность: в частности, обслуживающий персонал в магазинах – только в масках и перчатках, во всех социальных учреждениях имеются дезсредства, местные в общественных местах используют СИЗы, особенно, когда узнают, что заболел кто-то из знакомых – когда угроза приближается, людей это мобилизует, появляется большая ответственность за себя и своих близких.

– А насколько ответственно относятся больные и контактные к режиму самоизоляции?

– С нашей и со стороны сотрудников правоохранительных органов осуществляется регулярный контроль за больными коронавирусом и лицами контакта 1-го уровня. Нарушений режима самоизоляции не выявлялось.

– Майя Иосифовна, с этой недели в нашей области введен обязательный масочный режим. Это один из способов призвать население к большей ответственности. По-Вашему, строгие меры улучшат ситуацию?

– Мы много говорим о том, насколько важно научиться каждому из нас противостоять коронавирусу. Нужно понять, что именно мы в ответе за свое здоровье и за безопасность тех, кто рядом с нами. Если знаем, что наиболее уязвимые категории – это пожилые и люди с хроническими заболеваниями, давайте беречь их: реже контактировать, а если такое невозможно, то не забывать о мерах защиты.

Всем известно, что большой риск инфицирования в многолюдных местах, поэтому нужно защищать себя. Мы о многом знаем, но не всегда соблюдаем то, что требуется. Когда мотивация безуспешна, используются другие средства воздействия на сознательность.

В некоторых случаях, действительно, ответственность, которая предусматривает наказание, больше дисциплинирует. Данная мера, насколько известно, пока возлагается на организации и должностных лиц. Хотелось бы, конечно, чтобы сознательность была свойственна каждому человеку – без угрозы рублем.

Беседовала Светлана Орпель.  

 

Отправить комментарий