Сейчас загружается

Ветеранам Клецкого района вручили юбилейные медали к Дню Победы

 

В руках военного комиссара Клецкого райвоенкомата В.Р.Ермашевича списки с двадцатью четырьмя адресами, по которым проживают люди, особенно почитаемые обществом и земляками. Они, как никто больше, ощутили на себе всю жестокость, страх и жуть Великой Отечественной.

Пятеро – А.Н.Барташевич, В.А.Полещук, К.И.Тихон, В.П.Беганский, Н.Р.Цыган –дошли до Берлина, участвовали в боевых действиях, Т.А.Чичко каждую секунду рисковала своей жизнью, находясь на разминировании. Сунгат Жампеисов и Н.С.Фещенко самоотверженно трудились и несли безупречную службу в тылу.

А.М.Анохин, Т.Т.Баранова, П.З.Беликов, В.И.Буйвило, А.А.Жванский, И.В.Каленчиц, Т.М.Кунцевич, Н.Д.Курочкина, И.И.Марчик, М.А.Моталь, В.С.Рудко, Е.А.Сафроновская, В.Д.Суслов, А.И.Филинович, Е.М.Хамицкий, И.М.Черниенко были угнаны в Германию на работы и признаны бывшими узниками. Всех этих наших земляков Владимир Ростиславович за последние дни посетил лично с приятной и очень важной как для него самого, так и для этих людей миссией.

13 февраля Президентом Беларуси был подписан указ об установлении юбилейной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», которую военком с высоким чувством долга, ответственности и уважения вручил всем названным выше жителям нашего города и района в эти весенние дни в преддверии праздника Великой Победы.

Согласно документу юбилейная медаль предназначается  ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим узникам фашистских лагерей, тюрем, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны, а также военнослужащим Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Беларуси, работникам государственных органов и иным лицам, внесшим значительный вклад в героико-патриотическое воспитание граждан, увековечение памяти павших, организацию мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

- Кажется, еще недавно заходили в эту калитку, отворяли знакомую дверь, навещали Вас в преддверии праздника, а с того времени прошел целый год, - обращается В.Р.Ермашевич к единственному оставшемуся в строю ветерану Великой Отечественной войны Щепичского сельсовета Владимиру Андреевичу Полещуку. - И вот мы опять приехали к вам, чтобы поздравить с очередной годовщиной  Великой Победы, в этом году юбилейной, и вручить медаль, учрежденную по этому поводу. Бережно и трепетно Владимир Ростиславович пристегивает блестящую, переливающуюся на солнце награду на лацкан парадного пиджака, который у закаленного войной и жизнью ветерана всегда висит наготове для торжественных случаев, приятных и знаменательных встреч.

Левый лацкан увешен дорогими сердцу и памятными наградами: вот орден Великой Отечественной войны ІІ степени, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», самая ценная – «За отвагу». Отрадно, что каждый юбилей Победы отражается и на этом пиджаке, который, Дай Бог, чтобы Владимир Андреевич носил еще много и много лет. 

А я помню этот дом №60 по ул.Центральной в Домоткановичах с тех пор, как пять лет назад, к 70-летнему юбилею Великой Победы мы, участники проекта «Фронтовики, наденьте ордена», посещали с не менее благородной целью: почествовать ветерана, поблагодарить за подвиг и рассказать о нем землякам на страницах газеты. В моем мини-архиве хранится 10-минутный рассказ В.А.Полещука о военной жизни. Владимир Андреевич и сейчас начинает его:

- К взятию мы готовились долго, и только 1 января прорвали оборону, взяли Варшаву, форсировали Вислу, - оперирует фактами ветеран. – 1 апреля прибыли на Одер, 16-го в 16.00 началась артподготовка. У нас было 3200 стволов разного калибра, два часа мы били беспрерывно: ствол покраснеет, каких минут 5 подождешь – передых – ствол побелеет, и опять, опять стреляешь… Потом была готова переправа через Одер, ширина его – до километра. До нее мы двигались на лошадях, которые тащили пушки. А потом дали нам американские студебеккеры. 2 мая в 18.00 прибыли в Берлин.

Цель – взять Рейхстаг. Он был укреплен двухметровым в высоту и толщиною в метр муром. Мы повыбивали в нем дыры, вставили стволы пушек и всю ночь беспрерывно били по Рейхстагу. А уже утром, в часов 9, оттуда выгоняли полицаев, обезоруженных солдат. Нас за орудием было семь человек, четверо остались около пушки, а нам – троим – разрешили посмотреть, как разгоняли полицаев.

Там-то я и узнал двух из нашей деревни, и они меня узнали. Так хотелось пустить по ним пулю,.. но даже не знаю, что меня от этого удержало в тот момент. И все. Капитуляция Германии. Служил я там еще три года и 8 мая 1948 года пришел домой…

Сколько бы встреч не было у ветерана со школьниками, журналистами или представителями различных структур, ежегодно чествовавших его, этот рассказ, слово в слово, факт за фактом он повторит и спустя множество лет. А именно их – еще много-много – вместе попросим для него у Бога.

На этой же улице в агрогородке мы побывали еще у одного обладателя юбилейной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Михаилу Моталю едва исполнилось 16. Семья жила на хуторе вблизи нынешних Домоткановичей. Таких парнишек и девчонок в тот роковой день по повестке в Клецк вызвали около трех десятков со всего района, много из них было и земляков Михаила. Шум и гомон озорных подростков вдруг прервался появление полицаев.

Они вмиг окружили молодежь, распределили по транспорту и оттуда увезли в Барановичи. Там всех собралось человек около ста, которых погрузили в поезд, и двинулись… в неизвестность.

Сколько ехали по железной дороге, Михаил Адамович уже и не помнит. Германия и Франкфурт-на-Майне не дружелюбно встретили советскую бесплатную рабочую силу. Сначала Михаил Моталь оказался у хозяина, а немногим позже был переведен на фабрику на лесопилку. Бригада из семи парней трудилась до последнего изнеможения.

Тяжелые физические нагрузки, беспрерывный контроль со стороны немцев, изнуряющие все новые и новые задания просто вытягивали из ребят последние силы. А молодые организмы после сложной трудовой смены нуждались в питании: нет, о полноценном и речи не велось, хотя бы чего элементарного, ведь 300 г хлеба в сутки, скупая каша на тарелки и редкий суп только на небольшое время утоляли голод. Засыпал и просыпался утром Михаил Адамович с одной-единственной мыслью – поесть. День за днем, неделя за неделей, один месяц сменял другой.

Три года, вырванные из жизни, больше 1000 дней, которые будут каждую ночь бередить сознание о принудительном содержании на чужбине. Еще долго о нем напоминали и последствия полученной на производстве травмы, которую Михаил Адамович стойко перенес, но отзывалась ноющей болью она ему еще многие годы.

А потом радостный, судьбоносный, торжественный 1945 год. Американские войска освобождают Франкфурт-на Майне, и советские граждане получают свободу. Казалось, закончены мучения, гнет и издевательства. Время зажить по-настоящему. Но по дороге на Родину М.А.Моталь попадает в очередную перипетию: его задерживают в Бресте до выяснения обстоятельств, поскольку каким-то образом потерял документы.

Одному Богу известно, чем это могло обернуться для нашего земляка, но на скором времени их удалось восстановить и подтвердить личность Михаила Адамовича, а также цель его передвижения.

Родные Домоткановичи встретили сельчанина полной разрухой и голодом, а еще презрением, мол, «ты там на немцев работал…» . И только спустя годы становилось известным и понятным, что далеко не по своей воле и желанию узники находились в Германии, и что там они страдали не меньше своих земляков. А потом понемногу благодаря усердию, труду и выдержке стал налаживаться быт. У Михаила Адамовича появилась собственная дружная большая семья.

Сам он все время трудился на местной ферме оператором по уходу за телятами, вел собственное хозяйство для пропитания и дополнительного заработка. Ну а как по-другому в деревне. Здесь все привыкли к тяжелому сельскому труду, а М.А.Моталю и вдвойне не привыкать, ведь наряду с подорванным здоровьем он получил и крепкую физическую закалку, там, далеко на чужбине.

Вспоминая те далекие события 1942-1945 годов, бывший узник, сдерживая скупую мужскую слезу, не дает эмоциям победить. Он берет себя в руки и крепко сжимая ладонь военкома, желает ему и всем землякам «дожить до моих лет!»

Да, 93 года… Не каждому счастливцу такой путь отмерен. Но и не каждый на протяжении их перенес подобную тяжбу. Так пускай долголетие будет наградой за стойкость, мужество и глубокий патриотизм этим седовласым дедушкам и бабушкам!

Ирина Шаг.

Фото Инны Федарчук.

[su_box title="Кстати" box_color="#e32514" title_color="#ffffff" radius="6"]На лицевой стороне юбилейной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» размещена композиция с изображением воина-победителя с развевающимся флагом, партизана с автоматом в поднятой руке и женщины с букетом цветов. На оборотной стороне - надпись с названием награды и венок из листьев лавра и дуба, обвитый лентой. Изготовлена она из латуни.[/su_box]

Отправить комментарий