Дом Чарноцких в деревне Летешин был разрушен в далеком 1939-ом, остальные постройки сгорели во время Второй мировой войны. Выкорчеваны обширные плодовые сады. Заросли живописные водоемы. А вот дубовые аллеи усадьбы, наперекор времени и разрушительной деятельности человека, выстояли. Более того, они признаны одним из лучших вариантов линейных насаждений из дуба на территории современной Беларуси. Клецкий районный исполнительный комитет объявил «Дубовые аллеи усадьбы Чарноцких» ботаническим памятником природы местного значения.
Изначально усадьба принадлежала семье Неселовских. В 1788 году она перешла в собственность витебского вельможи Франциска Ксаверия Чарноцкого. Целое столетия имение было самой известной достопримечательностью деревни Летешин. От Ксаверия оно перешло его сыну Каролю, затем – внуку Густаву, после которого последним владельцем был его сын Стефан.
До наших дней усадебный дом не сохранился. Но судя по старым фотографиям, это было одноэтажное прямоугольное здание, в центре которого имелся мезонин. Центральная часть выделялась портиком с четырьмя белыми колоннами.
В планировке дома предусматривались прихожая, большой зал и двадцать комнат, каждая из которых была обустроена белой кафельной печью, камином, мебелью из махогониевого дерева. Их богатое убранство дополнялось зеркалами в позолоченных рамах, люстрами, дорогими подсвечниками.
Перпендикулярно к оси дома в середине ХІХ века с южной стороны газона был построен флигель, в нем располагались архив и библиотека. В 1920 г. все ценные документы и книги вывезли в Москву, оттуда – в Варшаву. Усадебный дом и этот флигель составляли парадный двор, окруженный дубами, лиственницами, елями и сиренью, местами сохранившимися до наших дней.
У входа посетителей встречала брама, состоящая из четырех высоких пилонов с железными воротами и калиткой.
С одной ее стороны в 1811 году построили часовню в стиле раннего классицизма, с другой располагалась конюшня с прекрасными выездными лошадьми.
Часовня представляла собой деревянное квадратное здание, фасад которого оформили четырехколонным портиком, таким же, как и дом. На ее противоположной стороне – вход в родовую усыпальницу, рядом висел колокол, и росла липа, которой было 500 лет.
За усадебным домом по задумке владельцев в конце ХVІІІ века разбили парк в пейзажном стиле, с множеством липовых аллей, а с восточной стороны высадили 194 дуба.
– Парк формировался на открытой, слегка приподнятой живописной местности, расположенной в пределах мелкохолмисто-увалистой моренной возвышенности с плодородными дерново-палево-подзолистыми почвами, пахотными землями и участками сосновых и широколиственно-еловых лесов. С трех сторон его охватывали линейные посадки, а в понижении с западной он завершался системой водоемов, – поясняет начальник Клецкой райинспекции природных ресурсов и охраны окружающего мира Александр Тупальский. – Водная система, созданная на ручье Конек, отличалась живописностью и включала три сравнительно больших водоема, два из них были разделены дамбой с мостиком. Окружал их вал шириной от 6 до 20 метров, по которому проходил прогулочный маршрут. К сожалению, теперь водоемы частично спущены, частично заросли.
Сохранившееся описание летешинской усадьбы свидетельствует, что величие парковым насаждениям придавали также обширные сады. Их заложили в более позднее время с восточной и южной сторон. На сегодняшний день, к сожалению, почти все плодовые насаждения вырублены. Однако и сейчас здесь отлично сохранилась система аллей и шпалер. Уникальна не только для этого парка, но и в целом для Беларуси восточная аллея, состоящая из дуба черешчатого. С севера к ней примыкает более короткая – вторая дубовая аллея. По мнению современных ученых, эти аллеи являются лучшим вариантом линейных насаждений из дуба на территории всей Беларуси. Восточная имеет протяженность более 600 м и ширину 8 м. Расстояние между деревьями около 12 м. Условно можно ее разделить на две составляющие: до примыкания короткой аллеи и после. Первый участок состоит из 57 дубов. Ранее их было гораздо больше, о чем свидетельствуют сохранившиеся пни. Состояние большинства из деревьев удовлетворительное, только один дуб усыхающий, еще один – с расколотым стволом. В короткой аллее 33 дуба. Здесь также есть промежутки между деревьями, где остались только пни. Однако факторов, оказывающих вредное воздействие на данный памятник природы, и сейчас немало.
– Потенциальными негативными факторами вредного воздействия на насаждения дуба являются действия по рубке и повреждению деревьев, а также возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением земель, прогон скота, разжигание костров, загрязнение и засорение территории, - поясняет Александр Аркадьевич. - К сожалению, не ведется своевременный, регулярный уход за деревьями, в результате чего они подвергаются болезням и в дальнейшем могут погибнуть. У некоторых дубов есть открытые механические раны, пустоты в стволах и другие повреждения природного и антропогенного характера. Старовозрастным, со значительными биометрическими показателями –высотой, радиусом кроны – угрожают повреждения в результате природных стихийных явлений (раскол ствола от поподания молний, его разрыв ведущими ветвями из-за высокой парусности кроны при сильных ветрах и т.д.). Еще одним фактором, влияющим на состояние дубов, является сельскохозяйственная деятельность на прилегающей территории. Как результат – уничтожение растительного покрова в пределах аллеи, повреждение отдельных деревьев, загрязнение территории органическими составляющими. Вот почему для сохранения этих старых дубовых насаждений и снижения негативного воздействия на них перечисленных факторов потребовалось ввести специальный режим охраны и использования.
Ботанический памятник природы местного значения «Дубовые аллеи усадьбы Чарноцких» создан для сохранения уникального природного объекта, ведь возраст здешних дубов – более 200 лет, общая площадь – 2,83 га. Его территория обладает определенным историко-культурным потенциалом, так как она являлась частью старинного усадебно-паркового комплекса эпохи классицизма, имевшего линейно-радиальную композиционную структуру, характерную для парков конца XIX – начала XX века.
Ольга Русинович.
Фото © Stéphane Czarnocki.
Отправить комментарий