Больше двух недель на главной странице интернет-сайта районной газеты размещался соцопрос, организованный как раз в канун Всемирного дня защиты прав потребителей и призванный выслушать мнения клетчан в отношении работы городских торговых точек, как государственной, так и частной форм собственности. В ходе изучения общественного мнения – всего проголосовало 125 человек – выяснилось, что 57% респондентов с недоверием отзываются о магазинах райпо по причине случающихся фактов обвеса (обсчета) продавцами. В анкете отмечено, что подобные случаи имеют место и в частной торговле, где без лишних слов понятно: и хозяева, и наемные рабочие просто обязаны быть заинтересованы в создании безупречного имиджа и престижа собственного дела, незапятнанной репутации. Однако 17% человек, принявших участие в голосовании, отметили данное нарушение в числе многих предложенных критериев, позволяющих объективно оценить работу сферы торговли Клецкого района.
Казалось бы, технический прогресс позволил заменить «раритетные» гиревые и чашечные весы на более точные – электронные, а «доисторические» костяные счеты – на калькулятор, значит, шансы недобросовестных продавцов свелись к минимуму. Тогда почему проблема по-прежнему заставляет покупателей держать нос по ветру? Неужели мы никогда так и не сможем, делая покупки в магазине, на рынке, в палатках или киосках, просто наслаждаться шоппингом и тратить свои кровно заработанные, не ведя в уме элементарные арифметические подсчеты?
Наверное, до тех пор, пока мы будем позволять себя обманывать, «обдираловка» не закончится. Нам кажется не совсем удобным, стоя у кассы, пересчитывать сдачу, сверять выбитый чек с содержимым корзины, видя за своей спиной очередь из 10-15 покупателей. «Семеро одного не ждут» – обычно всплывает в голове подобная фраза, и тогда человек машинально, наспех небрежно заталкивает сдачу в кошелек и направляется к выходу. И уже значительно позже, в спокойной обстановке подсчитав стоимость покупки и сдачу, вдруг обнаруживает обман. Уязвленное самолюбие, безусловно, в следующий раз заставит хотя бы приблизительно сложить многозначные цифры, но подвох может ждать уже совсем в другом месте. Например, сумма, снятая продавцом через терминал с банковской карточки, иногда значительно разнится с реальной стоимостью покупки. Наверняка, вы или ваши знакомые уже сталкивались с аналогичными фактами, а на собственное замечание или возражение не услышали ни слов раскаяния, ни извинений. «Это техническая ошибка. По-видимому, выбился предыдущий чек», – уверенно оправдывают в таких случаях себя «специалисты». Можно предположить, что и на контрольное взвешивание не каждый из доверчивых покупателей осмеливается. «Стыдно как-то?..». Но ведь тем, кто нас обманывает, почему-то не стыдно!
Проблема обсчета (обвеса) покупателей существует во всем мире. Не сложно предположить, что она появилась с первых же дней коммерческих отношений между людьми. Однако вести борьбу с нечистыми на руку продавцами и сегодня непросто. Доказать факт нарушения торговой сделки можно лишь «на месте преступления». К сожалению, чаще всего мы, обманутые покупатели, готовы махать кулаками после боя. Поэтому, чтобы не приходилось жаловаться или что-либо кому-то доказывать, нужно просто-напросто не дать себя обмануть.
Жизнь показывает: чаще всего торговцы-мошенники ловко «орудуют» в так называемый «час-пик», когда выстроилась большая очередь, и нет времени на раздумья и подсчеты; когда вы совершаете много покупок; во время праздников, акций, распродаж. Очень часто обманывают детей!
Бдительность и калькулятор – самое важное оружие покупателя, гарантирующее стопроцентную защиту от недобросовестных продавцов. А если обман имел место, не умалчивайте об этом и не стесняйтесь выглядеть простаком. Пишите нам на сайт. Поговорим!
Светлана Орпель.
Отправить комментарий