Рубрику ведет иерей Геннадий Белоус, клирик храма Воскресения Господня г.Клецка, бакалавр богословия.
В наше время, идя по улице даже днем, нередко можно встретить выпившего, а то и находящегося в состоянии сильного алкогольного опьянения человека. И это не воспринимается как что-то выходящее за рамки обычного явления. Мы привыкли смотреть на подобное, как на норму. В Священном Писании апостол Павел однозначно говорит на эту тему: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство», причем повествуется здесь только о вине лишь по причине отсутствия других алкогольных напитков в то время.
Согласно Библии вино не было известно первым людям. Впервые о нем упоминается в Священном Писании уже в связи с событиями из жизни Ноя после потопа. Он «начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем», причем Ноя осмеял один из его сыновей, Хам, рассказывая об увиденном своим братьям. Сам же Ной не знал о действии забродившего сока винограда, поэтому и выпил его, страдая от жажды после работы. В дальнейшем люди использовали вино в качестве напитка, обычно разбавляя его водой. Но были случаи и злоупотребления вином, иначе бы приведенные выше слова апостола Павла были бы лишними.
Конечно, алкоголь сам по себе не является злом, как не является злом металл, из которого делают оружие. Злом его делает наше отношение к спиртному, наша собственная воля. Ведь никто не может заставить человека выпить лишнего. А, «приняв на грудь», человек, как правило, теряет чувство контроля над собой, становясь уязвимым для бесовских сил, с легкостью поддаваясь на соблазны еще большие, которые доводят до весьма плачевных концовок «приятного времяпрепровождения».
Часто в состоянии алкогольного опьянения люди совершают страшные поступки, на которые трезвый человек никогда бы не пошел – кражи, грабежи, убийства и так далее. При этом, как уже говорилось, алкоголь не является злом. Это лишь инструмент, которым человек, по собственной воле, свободным выбором снимает с себя ограничения морально-нравственного характера, зачастую теряя человеческий облик.
Церковь не запрещает употребление спиртных напитков, напротив, в некоторых случаях рекомендует делать это, но в меру. «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» – пишет тот же апостол Павел своему ученику Тимофею, страдавшему болезнью желудка, лекарством от которой считалось вино. Но при этом запрещается употребление алкоголя до потери контроля над собой, причем этот рубеж можно пройти настолько незаметно, что никто не сможет сказать, в какой именно период это произошло – между второй и третьей рюмкой, или между десятой и одиннадцатой.
Каждый из нас сам решает, в каких отношениях он со спиртным и, как следствие этого, – с Богом.
3 comments