Сейчас загружается

Наедине со священником: грех – не абстрактное понятие

Рубрику ведет иерей Геннадий Белоус, клирик храма Воскресения Господня г.Клецка, бакалавр богословия.

Все мы хотя бы раз в жизни слышали слово «грех». Для одних это вполне определенное понятие, для других – более чем абстрактное. Но, тем не менее, далеко не каждый человек в состоянии внятно объяснить, что же скрывается под ним. Попробуем разобраться.
Для начала необходимо понять, как появился грех. Бог создал человека безгрешным, но не лишенным собственной воли. Это значит, что первые люди, наши прародители Адам и Ева, не совершали грехов, живя по закону Божию до искушения их диаволом, принявшим облик змея. Они нарушили запрет Бога на употребление в пищу плодов дерева «познания добра и зла». Так и был совершен первый грех – первый, но не самый страшный. Господь знал, что наши прародители нарушили Его заповедь, но, тем не менее, спросил Адама, не ел ли он запрещенных плодов, давая нашему праотцу возможность покаяться. Однако вместо покаяния Адам перекладывает вину даже не на свою жену, а на самого Бога, говоря: «жена, которую Ты (Бог) дал мне, дала мне плод, и я ел». Вот тут и происходит самое страшное – человек обвиняет своего любящего Создателя в своих ошибках, вместо того, чтобы принести покаяние. Адам и Ева были изгнаны из рая и вынуждены после этого сами добывать себе пропитание «в поте лица». Кроме того, жена Адама также получила особое наказание за свой проступок – мучительные боли при родах. Вместе с наказанием прародители получили и надежду на избавление от греха: «семя жены сокрушит главу змия». Все эти события подробно описаны в Библии.
Именно этот грех и получил название первородного, лежавшего на людях до пришествия Сына Божия в наш мир, где Он берет на Себя этот грех всего человечества и приносит искупительную жертву Богу Отцу – терпит самую позорную казнь того времени. Но Господь снимает с нас только проклятие первородного греха, тем самым открывая перед нами возможность выбора пути, по которому нам двигаться дальше – к общению с Богом и спасению души либо же к ее погибели.
Грехи делятся на страшные, или смертные (убийство), и на так называемые бытовые (осуждение). Также церковь отделяет грехи против Бога – например, кощунство, и против людей. При этом один и тот же грех может иметь разные степени тяжести – к примеру, зависть: бывает так называемая «белая» зависть (легкая степень), а бывает такая, что толкает людей на страшные грехи. Она возникла в душе у Каина, который убил собственного брата Авеля из-за того, что жертву последнего Господь принимал, так как она шла от чистого сердца, а Каина – нет, потому что он делал ее формально.
Грех и сейчас присутствует в мире, и это не абстрактное понятие, он постоянно рядом с нами – в делах, мыслях, словах. Нет человека, который бы не совершал греха.
Так что же выходит, раз все грешные, то никто и не спасется? Нет, это не так. Господь – наш любящий отец, и как любой отец, прощает своих детей, которые просят у Него прощения за свои проступки. Для этого в Церкви существует такое таинство, как исповедь. Так же есть епитимия. Это своего рода особое искупление человеком тяжких, страшных грехов. Епитимия не является наказанием за грех, как например, тюремное заключение за убийство или кражу. Это, в первую очередь, уврачевание нашей души от прегрешения, ее исцеление. Епитимия бывает разной в зависимости от тяжести совершенного греха.
И кроме всего прочего, существует еще и тайна исповеди, то есть все, о чем вы говорите со священником, остается между вами, какие бы грехи вы не исповедали.
Как видите, диалог между священником и читателями продолжается. Свои вопросы можно задавать, как и прежде, даже не представляясь, в письменном виде, обратившись на сайт www.Kleck.by (как комментарий к этому материалу) или прислав в конверте на адрес редакции, указанный на ее последней странице. Ждем ваших предложений для того, чтобы поднять самые востребованные вашей душой темы.

 

Отправить комментарий