Последний звонок. Радостные и слегка уставшие лица у ребят, которые несли в школу не портфели, а огромные букеты цветов в благодарность учителям за вместе проведенные минуты и часы, в итоге ставшие целым учебным годом. Снова незаметно пробежало время от осени до лета, и уже не такие растерянные, как в первый свой учебный день, первоклассники с приветливыми улыбками смотрят в сторону выпускников, вводивших их 1 сентября в классный кабинет, а те, наоборот, прочувствовав ответственность момента, прячут глаза за длинными челками, чтобы откровенно не расплакаться от волнения. Это их последний звонок. И первый – во взрослую жизнь.
О своем последнем звонке я помню только яркое солнце и эти предательские слезы, которые не давали сосредоточиться на словах-напутствиях учителей, родителей, малышей, завидующих нашей якобы свободе от учебы, обязательных домашних заданий, школьных мероприятий, секций, кружков, факультативов. Напрасно, нужно сказать, завидующих. Расписание уроков и школьный режим – утверждены и привычны, а взрослая жизнь сплошь состоит из сюрпризов. Наверное, поэтому так задумчивы и озабочены на подобных итоговых линейках наши родители – предсказуемость окончилась, дальнейшее расписание – неизвестно. И даже если определено учебное заведение, выбрана будущая профессия, в кармане завидный аттестат – все это еще не гарантия, которая бы успокоила пап и мам.
Дети выросли незаметно для нас и стали такими же равноправными, как и мы, личностями, предъявляющими к этой жизни свои запросы, предполагающими исполнение своих желаний, стремящимися к собственной самореализации. Что у них на уме, в душе и в сердце? Будут ли они и дальше прислушиваться к нашим советам, и хотят ли они вообще слышать нас? Примем ли мы их убедительное мнение или смиримся с ним в отчаянии от невозможности переспорить? Не зададим ли себе вопрос: «Почему они вдруг стали чужими?», как много лет подряд спрашиваем в День защиты детей: «Отчего защищать, если у многих из детей есть все?». В самом деле, неблагополучные семьи и недосмотренные малыши – это же, к счастью, исключение, а не правило…
Ответ я услышала не так давно от взрослого уже юноши, который, анализируя свою жизнь с родителями, резюмировал: «У меня было абсолютно все, мои желания всегда предвосхищались. Если было модным возить детей в престижную секцию – меня везли, если престижно было покупать классную аппаратуру – мне покупали, когда начали отправлять учить сыновей и дочек за границу – стали собирать чемоданы. Я не успевал за стремлениями моих родителей сделать меня самым счастливым человеком на земле. У меня было все, кроме собственной мечты…».
По разному можно относиться к этим умозаключениям. И, наверное, каждый спроецирует ситуацию на себя, своего ребенка, свое отношение к жизни и сделает свои выводы. Главное, чтобы они были и чтобы мы об этом хоть иногда думали. За себя. А детям позволяли думать за себя, искать себя в этом мире желаний и мечтаний.
…Последний школьный звонок всякий раз трогает душу. Но в этот раз даже он не переборол тягостное впечатление от недавно услышанной фразы уже другого юноши: «Мы – поколение, у которого нет жажды жизни…». И если он прав, то от чего же тогда мы их защищаем?
Отправить комментарий