В личной библиотеке врача лабораторной диагностики УЗ «Клецкая ЦРБ» Семена Семеновича Мысло более 50 различных книг о животных и птицах. Этот интереснейший собеседник и добрейший человек по праву может назвать себя орнитологом, ведь он самостоятельно изучил повадки более 170 видов птиц из 220, обитающих в Беларуси. Как только сойдет снег, его часто можно видеть на Клецком озере с биноклем в руках. Он часами может наблюдать за тем, как ремес плетет свое замысловатое гнездо-варежку на тоненькой-тоненькой гибкой веточке, или как дубонос вмиг расправляется с твердой косточкой алычи, добывая себе пропитание… Но Семен Семенович не просто любознательный наблюдатель за жизнью пернатых, он – их верный помощник и друг. Ведь уже не один год в его «хозяйстве» во дворе обычной городской многоэтажки – около двадцати, пускай неброских для глаз, но таких необходимых для птиц кормушек.
– Как давно Вы, Семен Семенович, подружились с представителями пернатого царства?
– Очень давно. Мне было лет 10-12, когда впервые прочитал толстенную (по крайней мере, тогда мне так казалось) книгу «Путешествия Пржевальского». Заинтересовала она меня неимоверно. Так я начал потихонечку открывать для себя мир наших братьев меньших. Помогала в этом и ежемесячная радиопередача на белорусском языке «Родная прырода». Телевидения ведь не было тогда, жил я с родителями в Ганевичах, а проводное радио подвели в деревню где-то в 1963 году. С тех пор старался не пропустить ни одной передачи. А закончив институт, получая зарплату, всегда старался купить хорошую книгу о природе. Правда, в Клецке у меня был достойный конкурент, который тоже «охотился» за подобными изданиями.
– И кто же это?
– Большой любитель и знаток природы Вячеслав Иосифович Алешко. К тому же он сильно увлекался фотографией. Так что мы много интересного рассказывали друг другу об увиденном на клецких просторах, делились своими познаниями, полученными из других источников.
– Но почему именно изучению птиц Вы отдали свое предпочтение?
– Я очень много прочитал книг о природе – и советских авторов, и переводные публикации зарубежных, – и понял, что постичь весь этот безграничный кладезь информации просто невозможно. Ведь каждый вид в животном мире, каждое растение – это как новая неизведанная планета. Еще в юности где-то прочитал, насколько трудно в зимний морозный период птицам. С тех пор и помогаю, чем могу, своим пернатым друзьям.
– А какие виды птиц чаще всего «столуются» в Ваших кормушках?
– Это, в основном, воробьи и синицы. Бывает, собирается веселая семейка из 40-50 птиц. Хотя воробьи – очень осторожные, они охотнее с земли крошку поднимут, чем сядут на кормушку. А в этом году мне удалось приучить дубоноса. Интереснейшая птица с мощным клювом, давление которого составляет около 45 кг. Представляете, таким клювом он с легкостью достает содержимое из семян косточковых, особенно любит алычу, сливу, вишню. Но этого ему не найти под толстым слоем снега, поэтому с удовольствием поглощает обыкновенные семечки подсолнуха. 5-7 секунд – и семечка нет. Он очень продуманно тратит свою энергию, далеко от кормушки не отлетает. Один наш сосед воробьев-синичек шустриками называет, а вот дубоноса за его осмотрительность – дядькой. Иногда во дворах можно увидеть куропаток, они приходят поближе к человеческому жилью, когда уж им совсем невмоготу станет на пустых полях.
– Чем же кормите птиц?
– В прошлом году, например, за зиму мы с супругой Яниной Владимировной скормили 5 кг семечек подсолнуха и 2,5 кг сала несоленого. А вообще, можно сыпать в кормушки все зерновые культуры, просо, крошки хлеба, батона. Когда я на работе, Янина Владимировна три раза в день рассыпает корм по кормушкам, а в выходные этим занимаюсь я. Птицы уже знают нас – как только выходим из подъезда, такой щебет поднимается.
– Подскажите, как сделать самую простую кормушку для зимующих в наших краях птах, которые сейчас действительно находятся в очень трудном положении.
– Ничего особо и мудрить не надо. Достаточно взять картонный пакет из-под сока или молока, вырезать на противоположных сторонах два отверстия-окошечка почти над уровнем дна в полтора раза шире размера птицы и подвесить на веточке дерева или в любом другом удобном месте. Главное, чтобы в них был корм. У нас, кстати, кормушки через 10-15 минут уже пустые.
– Скажите, а как к Вашему благородному увлечению относятся соседи?
– Увы, многие недопонимают. Не всем присуще чувство сострадания к животным. А ведь если задуматься, что человек оставил тем же птицам: распаханные укрытые снегом поля? Не осталось естественных лугов, болот… Леса зимой тоже пусты. Потому большинство птиц, чтобы не умереть с голода, улетают в более южные края. Нашим местным, оседлым птицам просто необходимо помогать. Они – большие умницы. Расскажу вам один случай. Однажды летом в деревне, смотрю, лежит под липой большая крышка из-под селедки, а на ней – два камня по граммов 100 каждый. Спрашиваю у отца, что это за ноу-хау? А он говорит, сам, мол, понаблюдай. Сняли мы камешки, сели на крылечке, буквально через несколько минут «спикировали» к крышке два воробушка, рядом друг с дружкой встали, клювиками за край крышку подхватили, и дружненько так, отступая назад, оттащили ее с места, и давай, как говорим мы, люди, за обе щеки ухлестывать просо, которое разгребли цыплята. Вот вам и птаха-невеличка. Уверен, если высший космический разум прислал на Землю это пернатое существо, значит, так оно и надо.
Я благодарна моему герою за интересный рассказ, а о птицах он может поведать еще ой как много. Надеюсь, прочитав это интервью, хоть кто-то да сделает незамысловатую кормушку и повесит ее у себя во дворе. Скажу честно, я это уже сделала.
Ольга Русинович.
Фото Евгении Семенчук.
Отправить комментарий