Дмитрия Кайко знают как создателя необычных мотоциклов не только у нас в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Один из его будущих байков будет называться «Клецк». Мужчина посвятит его городу, где родился.
Сейчас наш земляк живет в Дзержинске и все свободное время проводит в своей мастерской. Там день за днем рождается коллекционная техника. Каждая из работ Кайко – это еще и оригинальный арт-объект.
Впервые творчество Дмитрия заметили на чемпионате Беларуси по кастомайзингу и аэрографии мотоциклов. Проект «Латунная пуля» завоевал победу по итогам зрительского голосования. Основой авторского мотоцикла в стиле стимпанк стал легендарный Royal Enfield Вullet. Об успехе белоруса тогда рассказали многие ведущие мировые СМИ. Поздравление ему пришло даже от друзей из США. Те увидели его по американскому ТВ.
Увлекаться техникой Дмитрий начал с детства. Сначала у него появился мопед. Потом родители подарили новенький «Минск». В то время семья Кайко уже жила в Мяделе. На своем мопеде, а затем и мотоцикле школьник Дима объездил весь нарочанский край.
– В том возрасте я был серьезным неформалом. Слушал ленинградский рок. Создал с местными ребятами рокерскую группировку мотоциклистов, – вспоминает собеседник.
Потом были курсантские годы. Дмитрий закончил Академию МВД и Академию управления при Президенте Республики Беларусь, а затем еще Российский государственный социальный университет.
– Не получил только технического образования, – подчеркивает владелец мастерской «Тихий Неокеан». – Оно бы только помешало творчеству, ограничило бы полет моей фантазии.
«Технари», когда видят мои проекты, собранные из самых разных деталей, говорят: «Так никто не делает. Как ты до такого додумался?! Этот мотоцикл не сможет передвигаться». Их неверие – всегда становится вызовом для меня. Беру и делаю так, чтобы байк завелся и поехал.
У Дмитрия все получается, потому что до этого он восемь лет занимался реставрацией ретро-техники. В его коллекции было 22 мотоцикла. Но в какой-то момент уроженец Клецка решил их продать:
– То, чем занимался, меня перестало увлекать. Захотелось делать что-то необычное, реализовывать какие-то безумные проекты.
Был 2012 год. Дмитрий уже слышал про кастомайзинг, который предполагает создание эксклюзивных изделий. Для него пришел час предпринять первые шаги в этом направлении.
– Стал интересоваться темой. Начал придумывать, делать какие-то вещи, – делится земляк. – На первый свой чемпионат по кастомайзингу попал случайно. О том, что они проводятся в Беларуси, мне рассказали друзья. Захотел поучаствовать. Там показал свой мотоцикл «Латунная пуля», созданный на базе Royal Enfield Вullet.
Мне хотелось сделать модель в стиле стимпанк, используя как можно больше деталей из латуни. Это очень красивый, но капризный материал: блестит на солнце, имеет приятный цвет, однако быстро темнеет и требует постоянной полировки. Многие декоративные элементы (например, сумки-кофры) приобретал в Англии.
Плотно общался с клубом Royal Enfield в Австралии. Там помогли приобрести качественное ветровое стекло.
После этого Дмитрий сделал мотоцикл «Егор Летов». Название модели – как дань уважения к любимому исполнителю и давней любви к русскому року:
– Идея этого проекта пришла в электричке. Моим попутчиком был 14-летний парень. На его одежде увидел нашивки группы «Гражданская оборона». Он слушал музыку. Я подумал: «Неужели в его наушниках звучат песни Егора Летова.
Стало интересно, попросил послушать и тут же узнал песню «Все идет по плану». Нахлынула ностальгия. Вспомнил себя в возрасте этого подростка. А ведь прошло более 30 лет. Захотелось построить мотоцикл в честь кумира детства.
Дмитрий работал над ним полтора года. Сделанное впечатляет: железные стойки руля в виде изящной лианы, мощные деревянные ручки, оригинальное кожаное кресло в форме кленового листа, коляска с выгравированным портретом музыканта и строчки из песен на металле.
– «Внешность» байка я придумал сразу, детали дорабатывал на ходу, – рассказывает кастомайзер. – Пристроил и кованые колеса от повозки, принадлежавшие моему прадеду, который проживал в деревне Смоличи Клецкого района. Одной из самых сложных деталей в изготовлении оказались трубы в виде лиан. Их нагревали, гнули. Непросто было установить «на носу» и латунные крылья – на это у меня ушло несколько дней.
За гравировкой текстов песен пришлось обращаться к мастерам из Минска. Как ни странно, трудно было найти декор – бурого игрушечного медведя, персонажа одной из песен Летова. Заказывал его на фабрике мягких игрушек в Жлобине.
Дмитрий подробно описывает, как появляются его арт-объекты на колесах:
– Проект спонтанно рождается в голове. Появляется четкая картинка будущего мотоцикла. Это обычно сумасшедшая картинка. Но я понимаю, что хочу это воплотить. Беру лист бумаги и ручкой или карандашом делаю рисунок. К тому моменту уже представляю, какого размера будет байк, какие детали буду использовать. Затем еду покупать трубы.
После – на завод или к «частнику». Там по эскизам выполняют необходимые работы. Дальше основные процессы перемещаются в мастерскую. Приглашаю сварщика. Создается рама, продумываю, какие будут колеса. Учитывая, что я тяготею к панку, это всегда что-то нестандартное. Детали беру из тех «железяк», которые мне, зная о моем увлечении, постоянно приносят знакомые. Появляется работа для токаря.
Постепенно все складывается в какую-то цельную картинку. Задача – построить что-нибудь сумасшедшее. Я сознаю, что делаю мотоциклы не для дорог общего пользования. Это такой арт-объект, который может заводиться, перемещаться, но место его – в какой-то коллекции.
Дмитрий добавляет, что не преследует цель заработать. Хотя для каждого из проектов требуются материалы и дорогостоящие работы:
– Мне достаточно того, что есть люди, которые говорят о моих проектах, что это круто. Постоянно хочется свои детища кому-то показывать, участвовать в чемпионатах по кастомайзингу. Жду, когда они возобновятся.
Сейчас у Дмитрия в работе три мотоцикла:
– Всеми ими я занимаюсь одновременно. Первый называется – «Смысловые галлюцинации». В честь одноименной группы. Уже по названию можно предположить, что техника получится оригинальная. Например, основой бензобака станет аквариум, в котором будут плавать настоящие рыбки.
Второй мотоцикл – «Русский размер». Тоже посвящается музыкальному коллективу. Бывшему вокалисту группы Виктору Бондарюку, по уже имеющейся с ним договоренности, я подарю готовый байк. Особенность проекта – колеса, высотой почти полтора метра от сеногребалки. Все русское – оно ведь должно быть большим и могучим.
И третий проект – «Ковер-вертолет», по мотивам песни «Агаты Кристи». Композицию знают все, каждый ее пел, но никто не знает, как выглядит ковер-вертолет. А я попытаюсь его воплотить в виде мотоцикла. Несмотря на наличие ковра и причудливые формы, на этой технике можно будет передвигаться.
Мастерская «Тихий Неокеан» – совершенно особое место. Все свободное время Дмитрий проводит в ней творческие эксперименты и всегда под музыку. Однажды он даже встречал Новый год за работой над мотоциклом. На стенах – фото старинной техники. На полу – ковры. Там – 80 квадратных метров его личного пространства, где Дмитрий может реализовывать свои самые смелые идеи.
Он не исключает, что когда-нибудь в стенах своей мастерской начнет работу над проектами под названием «Клецк» и «Мядель». Это города, где прошло детство кастомайзера из Дзержинска.
Мотоцикл в честь нашего райцентра Дмитрий Кайко прямо сейчас представляет в белорусских мотивах:
– Клецкий район ассоциируется у меня с добром, с хорошими людьми. Я регулярно бываю у вас, навещая родственников и могилы предков.
Можно не сомневаться, что мотоцикл «Клецк» получится выдающимся, как и все, что делает наш земляк.
Юрий Мыслицкий.
Фото предоставил Дмитрий Кайко.
Отправить комментарий